Сайт о культуре и искусстве

Письменность и язык

Другое » Хараппская культура » Письменность и язык

Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная хараппская печать представляла собой квадратную или продолговатую пластинку, изготовленную как правило, из мягкого камня, стеатита, который покрывали тонкой резьбой и обжигали. В Двуречье употреблялись цилиндрические печати, их прижимали к глиняным табличкам, где они оставляли оттиск с эмблемой и надписью. Одна или две такие печати найдены в Мохенджо-Даро, но с эмблемой хараппского типа. Первоначально печати служили, вероятно, метками для обозначения имени владельца вещи, но со временем, несомненно, стали амулетами, которые люди постоянно носили при себе. В основном на печатях изображены животные: бык, буйвол, коза, тигр, слон и т.д., а также, по-видимому, сцены религиозных преданий. Краткие надписи на них, обычно 10, самое большее 20 знаков, - единственные значительные образцы хараппской письменности, сохранившиеся до наших дней. Надписи, однако, наносились не только на особые печати, но и на керамику, медные пластинки, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости и т.д. Все это говорит о широком развитии грамотности в эпоху Хараппы.

Надписи состоят преимущественно из рисунков, однако детальное изучение их позволило прийти к выводу, что наряду с идеограммами встречаются и фонетические знаки. Судя по характеру последних, письмо не было алфавитным; среди знаков привлекают внимание черточки – по мнению ученых, цифры. Строки расположены горизонтально. Раскопки в Калибангане дали материал для решения вопроса о направлении письма. Брадж Баси Лал считает, что жители долины Инда писали справа на лево, но когда текст заходил на следующую строку, слева направо. К этому же заключению пришли советские и финские ученые, исследующие протоиндийские тексты.

В 70-х годах XIX в. появление первых публикаций печатей вызвало исключительный интерес к ним: высказывались различные точки зрения о близости письма к письменности о-ва Пасхи, но расстояние в пространстве и времени между обеими культурами так велико, что возможность контакта или влияния едва ли допустимы; также о схожести с шумерским, этрусским и хеттскому иероглифическому письму. Мы не знаем, какими средствами пользовались хараппские поселения при письме, хотя высказывалось предположение, что маленький горшочек, найденный на небольшом городище Чанху-Даро, представляет собой чернильницу. Во всяком случае, жители не писали своих документов на глиняных табличках, иначе они были бы найдены среди руин индийских городов.

В течение многих десятилетий ученые стараются разгадать тайну этой письменности. Но, к сожалению, она до сих пор остается непрочитанной. Основная трудность в правильной дешифровке надписей из Мохенджо-Даро состоит в том, что наука не дает пока окончательного ответа на вопрос о языке создателей хараппской цивилизации. Не располагают ученые и билингвами. Некоторые современные индийские исследователи склоны рассматривать язык надписей из Мохенджо-Даро как архаический санскрит, что противоречит многим историческим и лингвистическим данным. К настоящему времени установлено влияние дравидийских языков на ведийский санскрит, хорошо прослеживаемое по материалам «Ригведы», причем для индоарийских языков Северо-Западной Индии дравидийский субстрат является, очевидно, основным или даже единственным. Наличие такого влияния позволило ученым предположить, что язык доарийского населения долины Инда принадлежит к группе дравидийских (протодравидийских) языков.

Рекомендуем также:

Религия и культура: проблема взаимоотношений
Тема «Культура и религия» очень широка: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру. Логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, а аксиологичес ...

Аллегория. Исторический аспект
Впервые значение аллегорий для изобразительного искусства, исследовал Винкельман, видный теоретик XVIII века. Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецком городке Стендале. Винкельман под водительством Адама ...

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка ...