Сайт о культуре и искусстве

Садово-парковое искусство Японии

Другое » Садово-парковое искусство Японии

Тема исследования: садово-парковое искусство Японии.

Японские сады - искусство типологическое, где индивидуальное начало, художественная неповторимость не играют существенной роли.

Знания об аутентичных японских садах, как ни странно очень скудны и, к сожалению, не систематизированы, носят клиповый, отрывочный характер. Иногда приходится убеждаться в том, что наши представления о предмете грешат довольно большой односторонностью. От более близкого знакомства с японскими садами часто удерживает экзотика философских смыслов, заключенных в них. И, как правило, труднее всего воспринимается мысль о том, что далеко не все японские сады и не все его элементы наполнены символами, совершенно чуждыми западному восприятию.

Размышляя над организацией городского пространства, новой среды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего впечатления жителя большого города.

По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажем в живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы - "скелет" природы, вода - ее "кровь". Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал - инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало - водой. Аналогия живописного пейзажа с садом была полной, не вызывающей сомнений, основанной на единстве философских и эстетических принципов эпохи. Именно так и возник сам тип восточного сада, где "главный герой" - природа как могущественная стихия, прекрасная в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Но передать пульс природы, ее жизненный ритм невозможно случайным и потому хаотическим соотношением ее отдельных деталей. Задача художника сада, как и художника-пейзажиста, заключалась в стремлении понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении. Тогда постигать природу можно, не только уединившись в горах, но и созерцая картину или сад.

Японский сад как искусство типологическое для своего восприятия и понимания требует хотя бы некоторого знания его "азбуки", значения тех простейших элементов, которыми оперировал каждый художник, строя композицию любого сада и рассчитывая на ее более или менее точное, но не обязательно однозначное прочтение зрителем. Необыкновенное сочетание самого тщательного и скрупулезного выбора каждой детали с идеей естественной природы, сложного буддийского подтекста с апелляцией к чувству и открытой эмоции, интуитивному постижению красоты природных форм - все это требует некоторой подготовленности, знания "кода", позволяющего раскрыть зашифрованный смысл японского сада.

Восприятие японского сада как произведения искусства требует в первую очередь знания его канонической структуры.

Цель исследования: применение садово-паркового искусства Японии на практике в области ландшафтного дизайна.

Задачи исследования:

· Изучить литературу по истории происхождения японского сада.

· Рассмотреть типологию японского сада на примерах четырех существующих видов садов.

· Изучить применение японских садов в ландшафтном проектировании.

Объект исследования - садово-парковое искусство Японии.

Предмет исследования – применение типологии садов Японии.

Японские авторы указывают на самую древнюю книгу, посвященную устройству садов,- "Сэндзай Хисё" (или "Сакутэй-ки"), относящуюся к эпохе Хэйан. Знаменитое руководство "Цукияма Сансуи дэн" приписывается художнику конца 15 - начала 16 века Соами. Самое полное, включающее древние трактаты и до сих пор используемое в Японии руководство - "Цукияма Тэйдзо дэн" было составлено в 1735 году Китамура Энхинсай.

Упоминания о садах Японии в нашей литературе есть в "Японских заметках" Ильи Эренбурга, "Японцы" Николая Михайлова (в соавторстве с Зинаидой Косенко), "Сад камней" Даниила Гранина и, конечно, "Ветка сакуры" Всеволода Овчинникова.

Последней по времени из этих книг о Японии была книга Бориса Агапова, над которой он работал очень долго и умер накануне ее выхода в печать.

Известны слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней кроется "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута". А монах Сэндзуи сказал, что любоваться садом Рёандзи никогда не надоест и тут же забыл о течении времени.

Как упоминают Франсуа Бертье и Грэм Паркс (Francois Berthier & Graham Parkes) в книге "Чтение дзэн в камнях: японский сад сухого ландшафта", на одном из камней во второй слева группе просматривается выгравированное на нем имя - Котаро. В одном из текстов 1491 года упоминается некий Котаро, живший при буддийском храме. Известно, что в том году он собирал мох для монастыря Сёкукудзи. Вероятно, это именно его имя хранит камень в Рёандзи.

Сначала в Японии парки обустраивались по типичному китайскому образцу – с рукотворными холмами, павильонами и характерной пейзажной трактовкой композиции. Но постепенно основные идеи Китая трансформировались в собственное направление садово-паркового искусства, с целой системой канонов. Их сущность ярко выразил архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада достигается через две основные идеи: миниатюризацию и символизм».

В 1772 году была опубликована работа директора королевского ботанического сада в Кью Вильяма Чемберса «О восточном садоводст-ве». Красочное описание китайских садов, которые изучал Чемберс и применение такого типа посадок в саду Кью в Лондоне содейство-вали распространению ландшафтных парков.

В ходе исследования предстоит проанализировать специальную литературу по происхождению и назначению садов Японии, рассмотреть исторические справки в которых упоминается садово-парковое проектирование. Сравнить сады разных типов и выявить их применение на сегодняшний день.

Рекомендуем также:

Символика печи в белорусской народной хате
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху. Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообраз ...

Особенность музыкального фестиваля
Фестивали различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространё ...

Архитектура и изобразительное искусство
Противоречивые экономические, социально-политические и культурные процессы, происходившие на территории Беларуси в послеоктябрьский период, вызывали у революционно-романтически творческих работников стремление искать новые художественные ...