Сайт о культуре и искусстве

Типы японских садов. Их свойства и применение

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Типы японских садов. Их свойства и применение

Страница 1

Японский сад сегодня так же многолик, как и сотни лет назад, но теперь эта многоликость характеризуется не только разницей в типах садов, но и степенью подверженности европейскому влиянию. Существуют сады, не тронутые этим влиянием. Это старые, знаменитые сады, ставшие национальным достоянием. Их холят и лелеют, сметая каждый лишний листик и удаляя каждый появившийся не на месте росток. Это – сады-музеи. К ним можно отнести такие большие сады, как Сюгаку-ин, сад дворца Кацура, сад Кинкакудзи. Традиционные сады сохранились также при храмах, и в монастырских комплексах. Это или старые, тщательно реставрируемые сады, такие, как Рёандзи, Рюгэн-ин или новые, но создаваемые по старинным канонам, например, сад Тагадайся. Традиционный сад может быть создан так же каким-нибудь богатым любителем старины на своей загородной вилле, но это должен быть очень богатый любитель. Земля в Японии так дорога и её так мало, что там не существует понятия «дача» или «приусадебное хозяйство».

1. Планировка зданий с садом цубо.

Поскольку сад цубо не является чем-то внешним по отношению к дому и должен точно соответствовать стилю здания, желательно предусматривать его уже на уровне архитектурного проекта. Идя по пути наименьшего сопротивления, можно уложить тобииси, поставить фонарь и цукубаи, ограничившись этим, но тогда сад цубо перестаёт выполнять одну из основных своих функций – внесение кусочка природы в «каменные джунгли». Кроме того, фонарь и цукубаи могут просто не гармонировать с архитектурным решением здания.

Содержание сада.

Сад цубо находится в непосредственной близости к жилью и легко просматривается насквозь, поэтому грязь в нём сразу бросается в глаза. При отсутствии тщательного ухода сад сразу теряет вид. Например, красиво, когда земля посыпана белой галькой, но она быстро загрязняется и чистить её трудно. В то же время, если оставить землю как есть, то, скажем, при проливном дожде растения будут пачкаться взлетающими брызгами. Поэтому возникает необходимость в покрытии поверхности земли газоном, мхом, в частичном её мощении. Кроме того, в маленьком, огороженном со всех сторон саду цубо легко задерживается вода. Промокнув, сад высыхает с трудом, в результате чего создаются неблагоприятные условия для развития большинства растений. В таком саду совершенно необходим хороший дренаж, а также система для быстрого удаления дождевой воды.

Примеры оформления сада цубо.

Два цубо в стиле родзи

Оба сада ограничены стенами домов только с двух сторон. Первый сад побольше, 7м х 5м. В углу, противоположном дому, устроен навес, напоминающий простой чайный домик. Ему можно придать ещё большее сходство с чайным павильоном, покрыв каким-нибудь естественным материалом типа дранки. В Японии для этого традиционно используется кора кипарисовика. В саду сажают одно относительно большое дерево и, в качестве дополнения к нему, ещё несколько деревьев и кустарников, стараясь использовать как можно меньше видов. Лучше, если кустарники будут цветущими, но не слишком пёстрыми. Следует иметь в виду, что если в таком небольшом саду посажено излишне роскошное дерево или собраны оригинальные камни, отвлекающие на себя всё внимание, сам сад от этого не становится прекраснее. (рис.1)Второй садик напоминает дорожку в родзи, ведущую к цукубаи. Он совсем маленький и состоит только из ряда посадок, дорожки из продолговатых плит и цукубаи. Если есть возможность, лучше обнести оба сада плетнём или другой простой оградой высотой примерно в человеческий рост, хотя в городских условиях это весьма затруднительно. Как правило, в городе ограды приходится делать из искусственных материалов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...

Цветовой символизм в истории и культуре человека
Проблема изучения цветовой символики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержание символа, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей. Количество цветовых символов достаточно ограничено так называемы ...

История граффити
Является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма? Не являются ли граффити искусством протеста? Или это неосознанная форма поклонения знакам большой культуры, в которой не нашлось пока площадки для нетерпеливых свободных ...