Сайт о культуре и искусстве

Сад Тэнрюдзи

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Сад Тэнрюдзи

Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном пригороде Киото, еще в XIII веке находился дворец императора Госага, называвшийся Камэяма-доно, с садом в стиле синдэн. В 1329 году Мусо Сосэки поручили переделать дворец в дзэнский храм и внести изменения в планировку сада.

Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композиции из камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озером поднимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склоне горы Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательность сада Тэнрюдзи - группа камней, символизирующих водопад. Такая композиция обычно связыва¬ется с китайской легендой о карпе, преодолевшем пороги водопада и став¬шем драконом. Карп и каскад можно считать основой построения сцены, расположенной напротив дома настоятеля монастыря. Этот карп – характерный для Востока символ. Он обозначает талант и преуспевание в творчестве. Перед водопадом расположен знаменитый каменный мост (возможно, естественного происхождения), состоящий из двух частей. Считается, что группа камней в водоеме изображает гору Сумэру - центр буддийского Универсума.

Монохромность пейзажа сада нарушают цветовые пятна белых лотосов, ярко-желтых кувшинок в воде и ирисов на берегу.Цель такого приема – ввести в сад элемент декоративности. Большая свобода композиции сада, заключающая в себе идею взаимосвязанности всего в природе и построенная на чередовании переходящих друг в друга «картин», очень тщательно построена. Естественность и величие природы – то идеальное впечатление, к которому стремился художник и которое возникает у зрителя благодаря продуманной точности композиции сада. При этом существенным становится то, под каким углом виден из интерьера здания водопад, будет ли он блестеть в лунную ночь. Не менее тщательно продумано расположение растений в разные времена года, изменение и соотношение цветовых и пластических объемов, когда цветущая вишня видна на фоне песчаного сада или когда осенняя листва отражается в воде пруда. Естественные материалы были специально отобраны человеком. Критерием для отбора служили форма, фактура, цвет, а также их сочетания, их способность образовывать выразительные композиции, по своему облику близкие к природным.

Рекомендуем также:

Иконопись
Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и ' Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призм ...

Чувственная культура
Второй тип – чувственная, или сенситивная, культура. Начиная с XVI в. в Европе постепенно становится доминирующий новый принцип культуры – сенсорной, утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реа ...

Голландское искусство ХVIII века
Голландия в государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII веке за счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, она извлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре ...