Сайт о культуре и искусстве

Сад Тэнрюдзи

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Сад Тэнрюдзи

Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном пригороде Киото, еще в XIII веке находился дворец императора Госага, называвшийся Камэяма-доно, с садом в стиле синдэн. В 1329 году Мусо Сосэки поручили переделать дворец в дзэнский храм и внести изменения в планировку сада.

Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композиции из камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озером поднимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склоне горы Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательность сада Тэнрюдзи - группа камней, символизирующих водопад. Такая композиция обычно связыва¬ется с китайской легендой о карпе, преодолевшем пороги водопада и став¬шем драконом. Карп и каскад можно считать основой построения сцены, расположенной напротив дома настоятеля монастыря. Этот карп – характерный для Востока символ. Он обозначает талант и преуспевание в творчестве. Перед водопадом расположен знаменитый каменный мост (возможно, естественного происхождения), состоящий из двух частей. Считается, что группа камней в водоеме изображает гору Сумэру - центр буддийского Универсума.

Монохромность пейзажа сада нарушают цветовые пятна белых лотосов, ярко-желтых кувшинок в воде и ирисов на берегу.Цель такого приема – ввести в сад элемент декоративности. Большая свобода композиции сада, заключающая в себе идею взаимосвязанности всего в природе и построенная на чередовании переходящих друг в друга «картин», очень тщательно построена. Естественность и величие природы – то идеальное впечатление, к которому стремился художник и которое возникает у зрителя благодаря продуманной точности композиции сада. При этом существенным становится то, под каким углом виден из интерьера здания водопад, будет ли он блестеть в лунную ночь. Не менее тщательно продумано расположение растений в разные времена года, изменение и соотношение цветовых и пластических объемов, когда цветущая вишня видна на фоне песчаного сада или когда осенняя листва отражается в воде пруда. Естественные материалы были специально отобраны человеком. Критерием для отбора служили форма, фактура, цвет, а также их сочетания, их способность образовывать выразительные композиции, по своему облику близкие к природным.

Рекомендуем также:

Аллегория в искусствах
Существует преграда на пути понимания сущности аллегории. Она таиться в самой истории этого термина. Он возник на излете великой культуры Эллады. Аристотель и слыхом не слыхивал об аллегории, которую ввели позднее, в александрийскую эпоху ...

Древнебелорусская письменность и литература
Памятники древней письменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы. Существовавшая система записи информации представлял ...

Резьба по дереву, посуда из дерева, веретенные изделия
Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая ...