Сайт о культуре и искусстве

Рёандзи, или Сад храма умиротворенного дракона

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Рёандзи, или Сад храма умиротворенного дракона

Из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта (каресансуи), сад храма Рёандзи, расположенного на территории монастыря Дайдзи-ин в Киото, — самый выразительный, исполненный глубокого смысла и заслуженно знаменитый. Именно этот сад вдохновляет многих дизайнеров по всему миру на создание подобных каменных композиций, но никто еще не смог превзойти оригинал.

Рёандзи (что означает «храм Умиротворенного дракона») основан в 1450 году и принадлежит дзен-буддистской школе Ринцай. Вокруг него — несколько садов, но только одному из них — созданному в конце XV века «саду камней» — суждено было стать известным на весь мир. Сад представляет собой строгий прямоугольник приблизительно 10×25 метров, вытянутый с востока на запад (и хорошо освещенный весь день). С трех сторон он окружен низкой глинобитной, покрытой черепицей стеной, а с четвертой к нему примыкает одна из деревянных храмовых построек: вид на сад открывается из внутренних помещений (если раздвинуты перегородки) и с открытого, чуть приподнятого над землей деревянного настила — веранды для созерцания (эн). Вся плоскость прямоугольника засыпана мелким, светлым речным гравием, аккуратно прочесанным специальными деревянными граблями с короткими зубьями так, что на его поверхности оставлены строго параллельные продольные полоски. В поле гравия размещены пять групп камней — две состоят из двух, две их трех и одна из пяти камней разного размера.

Композиция каждой группы и всех групп вместе ближе всего к разносторонним треугольникам. Самый большой из них длинной стороной обращен к зрителю, короткой — налево, а средней — направо. Каждая группа окружена подбивкой из мха — единственной живой субстанции в этом саду — и концентрическими кругами, прочерченными на поверхности гравия, как если бы это были круги на воде. К дальнему от входа (и правому, если смотреть с веранды) углу окружающая сад стенка немного понижается: это практически незаметно, если смотреть на нее сбоку, но достаточно для того, чтобы усилить эффект перспективы, если смотреть на сад в профиль, с восточной стороны. Ходить по гравию не позволяется никому, кроме монаха, убирающего листья, опадающие с растущих за стеной деревьев, и периодически подновляющего деревянными граблями полоски на гравии,— на сад смотрят сидя или стоя на деревянной веранде.

Среди специалистов есть предположения о том, кто мог бы быть автором сада Рёандзи, но точных сведений о нем время не сохранило, как не сохранило оно и никакого авторского комментария, никакого объяснения столь абстрактному дизайну.

Сад из камней и белого гравия является как бы медиумом, посредником между Вселенной и сознанием: камни в нем — мирские события (или материальные сущности), а гравий — пустота. Но это лишь одна из поздних интерпретаций. Каждому зрителю предоставляется возможность самому осмысливать увиденное в соответствии с его культурным грузом (который может иной раз и препятствовать восприятию), духовным опытом и способностью абстрагироваться от видимой реальности.

Положение каждой группы и каждого камня в группе подчинено математическим соотношениям, которые, впрочем, возможно оценить, только имея план сада и зная все его размеры (различные расчеты не раз были проделаны архитекторами, пытавшимися разгадать загадку Рёандзи). Эта закономерность, невидимая для глаз, минуя сознание, воздействует прямо на подсознание зрителя, и созерцаемая им картина обретает окончательную внутреннюю гармонию, а сам он — уверенность и спокойствие, чувство прикосновения к чему-то высшему. Возможно, ради этого и приходят люди в сад для созерцания?

До 1930-х годов, когда храм Рёандзи был отреставрирован вместе с прилегающей садовой территорией, его сад камней был мало кому известен.

Рекомендуем также:

Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная культура первобытного общества
Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад: · Палеолит: § Нижний § Средний § Верхний (поздний) · Мезолит · Неолит Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э. Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э. Железный век начало 1-го тыс. до н.э. ...

Правовое регулирование охраны культурного наследия
Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в п ...

Движущаяся камера сопровождает движущийся объект
Это наиболее сложная форма внутрикадрового движения. Видеокамера, более легкая по сравнению с кинокамерой и потому более мобильная, может врезаться в самую гущу событий, улавливать невидимые для обыкновенного наблюдателя важнейшие детали ...