Складывание собственных приемов в строительстве
Следующий этап монументального строительств начался в 30-х гг. XI в. В Чернигове началось строительство Спасского собора: письменные источники не сообщают времени начала строительства, но к 1036 г. стены собора были выстроены на высоту «яко на кони стояще рукою досящи».
Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представлял собой трехнефное здание. В восточной части, т.е. перед апсидами есть дополнительное членение (вима). Это характерно для памятников константинопольской архитектуры. В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Удлиненность здания и наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминает купольную базилику, но завершающие части здания имеют четкую крестово-купольную схему сводов. Ощущение продольной вытянутости в интерьере обусловливается и наличием хор на деревянных балках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Собор увенчан пятью главами. Судя по раскопкам, к восточным углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному была пристроена двухэтажная крещальня. Общая композиция имела пирамидный характер. Привлекает внимание нарядная кирпичная разработка фасадов здания.
После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Существует свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 г., а в Новгородской и других летописях это событие отнесено к 1017 г. Анализ приводит к выводу, что собор был построен в 1037 г., а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.
«…В целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского» (епископ Верещинский). Софийский собор – большой пятинефный храм с кpeстовокупольной системой сводов. С восточной стороны он имел пять апсид, а с остальных трех – галереи. Галереи эти двухэтажные: снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных, но более широких. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры. Общий размер основного здания собора: длина 29.5 м., ширина 29.3 М., а вместе с галереями соответственно 41.7 и 54. Величина подкупольного квадрата около 7.6 м. В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Хоры очень обширные: 260 м при общей площади
основного здания собора около 600 м: Помимо центральной главы на мощном барабане*, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Композиция здания пирамидальная, это придает памятнику величественность и цельность. Основные декоративные элементы фасадов двухступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах и кресты. Наибольшую декоративность фасадам придает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. В XVII и XVIII вв. этот знаменитый собор был настолько видоизменен всевозможными переделками и пристройками, что сейчас трудно представить первоначальный его облик. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.
Интерьер менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Подкупольное пространство и главная апсида покрыты великолепной мозаичной живописью, а боковые части украшены фресками*. Интерьер собора производит неизгладимое художественное впечатление, несмотря на исчезнувшие мозаичный набор пола, алтарную преграду, светильники, украшавшие здание ткани и прочие элементы убранства.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера (об этом свидетельствует использование византийских строительно-технических и художественных приемов). Но сравнение его с другими византийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Византийские храмы были небольшие, трехнефные, одноглавые, а киевский Софийский собор имеет огромные размеры, пятинефный и многоглавый. Объясняется это тем, что собор должен был стать главным храмом государства, поэтому ему хотели придать грандиозность. Храм должен был вмещать много людей. Поэтому из-за увеличения размеров прибавили два нефа. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав, поэтому зодчие использовали многоглавие, нехарактерное для византийского храма. Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность. Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. На Руси не было мрамора, поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу изменило характер интерьера. Кирпичные плиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Применяли мозаику и поливные керамические плитки. Установка подпружных арен повлекла за собой применение не квадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки* столбов служили опорами для этих арок.
Рекомендуем также:
Мамонтов – русский меценат XIX века
меценат благотворительность культура
Савва Иванович Мамонтов – русский предприниматель и меценат, основатель первой частной Русской оперы. Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, был ч ...
Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельно ...
Назначение пирамид
Множество предположений о назначении египетских пирамид , думается, можно разделить на доминирующие, как наиболее вероятные, и на второстепенные, вспомогательные. Считается, что они предназначались для религиозных, ритуальных и погребальн ...