Сайт о культуре и искусстве

Складывание собственных приемов в строительстве

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Складывание собственных приемов в строительстве

Страница 2

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г., полоцкий возведен в 50-х гг. XI в.

Новгородский и полоцкий соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии. Это пятинефныe храмы, но в Новгороде к собору примыкает только один ряд галерей, а в Полоцке вообще нет галерей. У обоих соборов по три апсиды и по одной башне. Новгородская София имеет пять глав, Полоцкая – семь. Хоры открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на один столб. В декоре использовалась только фресковая монументальная живопись. В полоцком храме есть вима, т.е. дополнительное членение между подкупольным пространством и апсидами, – особенность, характерная для столичной византийской архитектуры, но не использованная ни в новгородском, ни в киевском соборах, ни в Десятинной церкви.

Кроме трех Софийских соборов было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Григория. Золотые ворота были сооружены в первой пол. 40-х гг. XI в. Церкви Ирины и Григория – в кон. 40-х – нач. 50-х гг.

Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню», проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

В середине XI в. после сооружения Киевской Софии на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. К 60-м гг. строительство во всех городах, кроме Киева, прекратилось.

Большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. Это был трехнефный шестистолпный храм. Западное членение его четко выделено в качестве самостоятельного нартекса*, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажная церковь-крещальня. Собор завершался одной главой, а вторая завершалась над крещальней. Вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного орнамента. Внутри собор был украшен мозаичной и фресковой живописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания и значительное подкупольное пространство.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. В Новгороде и Полоцке строительство велось теми же киевскими мастерами. Лишь в Переяславле в конце XI в. появилась вторая строительная артель.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви, черниговский князь Всеволод, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Олеговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII–XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр. Часть экспозиции музея размещается во дворце Меншикова и б ...

Появление звука в кино
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожни ...

Творчество Андрея Рублева
Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века. Творчество Рублева сложилось н ...