Сайт о культуре и искусстве

Складывание собственных приемов в строительстве

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Складывание собственных приемов в строительстве

Страница 2

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г., полоцкий возведен в 50-х гг. XI в.

Новгородский и полоцкий соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии. Это пятинефныe храмы, но в Новгороде к собору примыкает только один ряд галерей, а в Полоцке вообще нет галерей. У обоих соборов по три апсиды и по одной башне. Новгородская София имеет пять глав, Полоцкая – семь. Хоры открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на один столб. В декоре использовалась только фресковая монументальная живопись. В полоцком храме есть вима, т.е. дополнительное членение между подкупольным пространством и апсидами, – особенность, характерная для столичной византийской архитектуры, но не использованная ни в новгородском, ни в киевском соборах, ни в Десятинной церкви.

Кроме трех Софийских соборов было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Григория. Золотые ворота были сооружены в первой пол. 40-х гг. XI в. Церкви Ирины и Григория – в кон. 40-х – нач. 50-х гг.

Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню», проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

В середине XI в. после сооружения Киевской Софии на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. К 60-м гг. строительство во всех городах, кроме Киева, прекратилось.

Большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. Это был трехнефный шестистолпный храм. Западное членение его четко выделено в качестве самостоятельного нартекса*, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажная церковь-крещальня. Собор завершался одной главой, а вторая завершалась над крещальней. Вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного орнамента. Внутри собор был украшен мозаичной и фресковой живописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания и значительное подкупольное пространство.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. В Новгороде и Полоцке строительство велось теми же киевскими мастерами. Лишь в Переяславле в конце XI в. появилась вторая строительная артель.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви, черниговский князь Всеволод, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Олеговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII–XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Михаил Михайлович Фокин
Еще большее значение имели эксперименты М.М.Фокина. Страстная любовь к танцу и скептическое отношение к профессии танцовщика. Первое Михаил Фокин унаследовал от матери – любительницы театра, второе – от отца, который был категорически пр ...

Диалог с Георгием Вициным
О времени… — «Мне лично проще жилось в сталинскую эпоху. Может, потому, что молодой был? Я учился бесплатно, отдыхал бесплатно. В школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, на которую очень даже неплохо можно было жить. ...

Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компоненто ...