Линейно-пятновая графика
Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновые изображения применялись в конце XIX – начале XX в. Часто проводят взаимосвязь между широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцвет новой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графиками средств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родиной этой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретически она много сделала для развития и распространения "графического видения". Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работах линии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен, и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графические листы серии "Саломея", заставки к книге Т. Мелори "Смерти Артура"). Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могут служить японская гравюра и греческая вазопись.
В России в линейно-пятновой графике работами почти все художники круга "Мир искусства". Им и принадлежит большинство высокохудожественных произведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяет линию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам " Мир искусства", "Народное образование" и др. Строгость изобразительных средств прекрасно подходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок "Царь Дадон и ключница Амелфа" к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепных маленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой - Лебедевой ("Зимка","Сломанная ель","Кипарисы на кладбище" и др.)
Блестящее чувство сочетания линии и пятна видно в заставках и концовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошо читаются. Рафинированное чувство графических средств русскими художниками рубежа XIX-XX вв. дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляет блестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построены иллюстрации к сборнику "Кто они такие?", у В.Н. Дени - рисунки для газеты "Правда". Работа советских художников явилась естественным продолжением развития новой европейской графики, зародившейся в конце XIXвека.
Рекомендуем также:
Аллегория в западноевропейской живописи
В западноевропейской живописи аллегория встречается в творчестве самых разных великих художников: Беллини, Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Рубенса, Браувера, Вермеера, Пуссена 1. И это вполне объяснимо. Обычно каждый из ...
Методы и подходы культурологии
культура человеческий идеографический философия
Одна из особенностей культурологии как науки состоит в специфике ее методов: объяснение в культурологии неразрывно связанно с пониманием.
Особенности культурологического знания: она заключ ...
Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции.
Во-первых, являясь компоненто ...