Сайт о культуре и искусстве

Линейно-пятновая графика

Другое » Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов » Линейно-пятновая графика

Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновые изображения применялись в конце XIX – начале XX в. Часто проводят взаимосвязь между широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцвет новой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графиками средств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родиной этой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретически она много сделала для развития и распространения "графического видения". Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работах линии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен, и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графические листы серии "Саломея", заставки к книге Т. Мелори "Смерти Артура"). Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могут служить японская гравюра и греческая вазопись.

В России в линейно-пятновой графике работами почти все художники круга "Мир искусства". Им и принадлежит большинство высокохудожественных произведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяет линию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам " Мир искусства", "Народное образование" и др. Строгость изобразительных средств прекрасно подходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок "Царь Дадон и ключница Амелфа" к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепных маленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой - Лебедевой ("Зимка","Сломанная ель","Кипарисы на кладбище" и др.)

Блестящее чувство сочетания линии и пятна видно в заставках и концовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошо читаются. Рафинированное чувство графических средств русскими художниками рубежа XIX-XX вв. дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляет блестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построены иллюстрации к сборнику "Кто они такие?", у В.Н. Дени - рисунки для газеты "Правда". Работа советских художников явилась естественным продолжением развития новой европейской графики, зародившейся в конце XIXвека.

Рекомендуем также:

Балет эпохи романтизма
Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, ...

Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленской земле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храма архангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредст ...

Тайна Египетских Пирамид и Сфинкса
Египетские пирамиды хранят в себе огромное количество тайн и загадок. Поле пирамид Нижнего Египта тянется через Гизу, Абу-Сир и Саккару почти до самого Дашура. Ни в прежние времена, ни в наши дни люди не могли понять, для кого и для чего ...