Сайт о культуре и искусстве

Сад камней

Другое » Садово-парковое искусство Японии » Сад камней

Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.

В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высоты воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов. Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят в наше время не только на Востоке. Японские реки не глубоки и коротки, но многие из них берут своё начало в горах и, обладая бурным течением, увлекают за собой со склонов камни, донося их до устья. Это не ледниковые окатанные валуны, а камни, отколовшиеся от скал, т. е. камни с острыми гранями. Разыскивание между ними камней красивой формы, в которых таится нечто божественное, выявление их красоты путём расстановки было, как правило, занятием буддистских священнослужителей средневековья. Их называли «монахи, договаривающиеся с камнями». Священнослужитель мог, обработав исходный материал, будь то камень или дерево, извлечь из него статую. Считалось даже, что большие камни уже скрывают их в себе. Если так, то можно говорить о поклонении Будде, ещё не вышедшему из камня, большому камню, таящему в себе статую Будды. Этот камень должен был занять достойное место благодаря искусству расстановки камней. Однако найти красивые сами по себе, от природы, камни для такой расстановки нелегко, поэтому со временем камни стали подвергаться небольшой дополнительной обработке, стремясь, тем не менее, к тому, чтобы расстановка выглядела как можно более естественно. Создатели садов камней тех времён оставили после себя выдающиеся произведения. По этим садам можно судить о прекрасном чувстве формы дзэнских монахов средневековья. В этом смысле садовые композиции из камней, в отличие от посадок, конечно, причастны вечности. Приложения в Play Drivvo - контроль топлива

В настоящее время сакральный аспект не имеет определяющего значения при создании сада камней, хотя и не сбрасывается со счетов окончательно. Тем более становятся важны его эстетические достоинства. Не будет большим преувеличением назвать отношение японцев к садовым камням прямо-таки трепетным. Достаточно сказать, что если растения поливают водой по мере необходимости, то камни истинные ценители поливают каждый день, следя, как оживают они от игры светотени на гранях, любуясь свежим блеском вкраплений, изменением их окраски в течении суток. Однако следует помнить, что сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. Как было сказано выше, название саду даётся только по его «главному герою», но это вовсе не обязательно должен быть моноспектакль. За столетия существования садов камней были выработаны пять принципов, лежащих в основе их создания.

Рекомендуем также:

Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков
Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей ...

Скипетр императорский с алмазом «Орлов» — одним из семи исторических камней Алмазного фонда
Скипетр императорский был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II и ныне хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Использованные материалы — золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. Длина 59,5 см. Гладко отшли ...

Готы
В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаки ...