Сайт о культуре и искусстве

Архитектура и изобразительное искусство

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 6

В разные годы популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Трибунал» и «Зацюканы апостал» А. Макаенка, «Плач перапёлкi» И. Чигринова, «Амнiстыя» и «Мудрамер» Н. Матуковского, «Парог» и «Радавыя» А. Дударева (Белорусский государственный академический театр им. Я. Купалы); «Снежныя зiмы» И. Шамякина, «Званы Вцебска» В. Короткевича, «Выклiк багам» А. Делендика (Белорусский государственный театр им. Я. Коласа); «Возвращение в Хатынь» по А. Адамовичу, «Пойти и не вернуться» по В. Быкову, «Макбет» В. Шекспира (Государственный русский драматический театр им. М. Горького).

На театральной сцене расцвел талант многих белорусских актеров. В их числе: С. Станюта, Г. Макарова, 3. Стома, 3. Броварская, Н. Еременко, Л. Давидович, М. Захаревич, Г. Гарбук, А. Климова, Р. Янковский, Ф. Шмаков, Г. Овсянников, Б. Платонов, Г. Глебов.

В 1970-е гг. главные драматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливые режиссеры В. Раевский («купаловский») и Б. Луценко («горьковский»).

Драматические театры приобщали зрителей к лучшим образцам национальной и мировой театральной культуры, прививали им высокий эстетический вкус, просвещали, пробуждали гражданские чувства.

Музыкальное искусство. В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.

В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.

Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.

В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.

Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.

В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Жизненный путь В.М. Васнецова
После революции Виктор Михайлович остаётся ревностным прихожанином храма Св. Троицы (ныне подворье Троице-Сергиевой Лавры), а после того как храм заняли обновленцы, становится прихожанином храма свв. мчч. Адриана и Натальи. В письме сыну ...

Актеры и роли
Павел Гулячкин – Марат Башаров Надежда Петровна – Марина Голуб Варвара – Ирина Пегова Широнкин – Сергей Чонишвили Настя – Анна Ковалева Вишневецкая – Татьяна Орлова Сметанич Олимп Валерианович – Роман Мадянов Валериан Сметанич – Ко ...

Важность цвета в иконографии
Цвет в византийской иконописи выступает не только как декоративный элемент, но играет в ней ведущую роль. Будучи своего рода языком, икона стремиться выразить трансцендентный мир. Выбор цвета часто вытекает из Предания и в значительной ст ...