Обоснование культурологического подхода
Культурология как наука в последние годы успешно собирает под свои знамена все больше ученых и практиков, озабоченных изучением и решением как традиционных историко-культурных вопросов, так и разработкой общих, методологических, ведущим среди которых мне представляется вопрос о ценностях, создаваемых человеком в ходе своей социокультурной практики.
Архитектура – как вид искусства тоже является продуктом социокультурной деятельности человека, как субъекта конкретной культуры, и может быть рассмотрена в рамках культурологического подхода. При изучение архитектуры классицизма я буду использовать систему культурологических категорий: образ мира и картина мира, деятельность и алгоритм, ситуация и контекст, смысл и значение. Эти пары понятий интересуют одновременно на процессуальную и схематическую стороны существования культуры как на взаимосвязанные противоположности. Более всего меня интересуют связанные с ментальностью культурологические смыслы, которыми наделены элементы архитектуры. Отношение людей эпохи классицизма к античности и к античным элементам в искусстве и есть выражением этих смыслов. Значение античного искусства для классицизма является первостепенным фактором для его формирования. Утверждая почитание форм античности, её элементов, как особо значимых, собственно и породило стиль классицизм. Итак, в данном исследование меня интересует, почему для людей 17-18 веков так значима была античность, на сколько важны были правила подражания ей и почему отклонение от норм установленных королевской академией строительства строго каралось или пресекалось.
В отношение картины и образа мира я буду пользоваться таким определением: «Картина мира» является предельно широкой категорией, удерживающей все виды пространств, выработанных практикой данного общества. Это могут быть географические представления, но также мифические, художественные, научные, фантастические, мистические и т.п., представления, если они актуально участвуют в образовании целостного представления того или иного общества о себе и мире, в котором оно живет. Картина мира – коллективное достояние, она объективирована текстами, – устными повествованиями, пластическими, рельефными и рисуночными изображениями, ритуалами, записями и т.п., благодаря которым она может транслироваться от человека к человеку, из поколения в поколение. Для выражения такого частного, в сознании отдельного человека, преломления общей картины мира удобен термин «образ мира». Образ мира так же объективен, как и картина мира, но, будучи индивидуальным по своей сущности, он объективирован текстами индивидуального авторства [1]. Так как архитектура тоже является культурным текстом, я в своей работе собираюсь прочитать этот текст и осмыслить картину мира эпохи абсолютизма, а также, анализируя работы конкретных архитекторов, проследить какой образ мира существовал в их проектах. Категории деятельности и алгоритма меня интересуют с точки зрения описания архитектуры продукта деятельности, а также, какие деятельности людей данной культуры были связанные с этим культурным феноменом. А в частности архитекторская деятельность, деятельность архитектурной академии и теоретиков стиля классицизм, а также с какой деятельностью было связанное практическое назначение исследуемой архитектуры.
Рекомендуем также:
Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри
Как это сделано?
Для обращения к теме истории фотомонтажных работ послужили, казалось бы на первый взгляд, два невзаимосвязанных повода. В феврале 2005 года исполнилось 15 лет с того дня, когда было официально объявлено о выходе в свет п ...
Златоустовская гравюра на стали
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, ...
Карибский стиль
Вплоть до эпохи Фиделя Кастро (до 1959 г.) Куба представляла собой тот «райский уголок», где реализовывались подавленные желания моралисткой Америки. Помимо дешевых напитков, проституции и карточных игр Гавана предлагала музыку, не только ...