Сайт о культуре и искусстве

Понимание Васнецовым значения русского церковного искусства

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Понимание Васнецовым значения русского церковного искусства

Неиссякаемое внимание к русской старине, сказавшееся и в станковой живописи Васнецова, и в его увлечениях прикладным искусством, с закономерностью привели его к размышлениям над важнейшими началами национальной культуры и, в конце концов - к осмыслению тайн средневековой религиозной живописи. Художник поставил перед собой цель - восстановить утраченное: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Васнецов ощущал важнейшее: соборность народной жизни, куда искусство входит неотъемлемой частью. В работах по церковному искусству в XIX веке ещё не рассматривается связь между благочестием иконописца, его молитвенным подвигом и творчеством. Васнецов видел источник вдохновения средневековых художников в одном лишь народном признании, творчество иконописцев как результат всепроникающего, но земного по природе вдохновения, ищущего энергию в человеческом соучастии. В письме к Е.Г. Мамонтовой из Киева 27 октября 1889 года Васнецов писал: «Чем большее число просвещённых людей относится с пониманием и сочувствием к задачам, над которыми трудится художник, тем легче ему работать. Как поражают в старинных художниках глубина, непосредственность и искренность изображений их, как они полно и небоязливо решают свои задачи. Откуда у них эта теплота, искренность и смелость? Не все же они гении? Какие-нибудь Орканья, Беато-Анжелико и многие другие далеко не гении, а между тем смогли и осмелились быть самими собой. Загадку эту разрешить легко, если представить себе, что и в предшествующие века и в век современный художникам верили все окружавшие их люди: и великие, и малые (просвещённые и невежественные), глубокие и простые – все веровали в то же, во что и художник, жили и питали свою душу одними и теми же великими чаяниями. И вот все художники – великие и малые – находили тогда дело по душе и по сердцу, и всякое их от души сказанное слово принималось с радостью и благодарностью. С какой любовной страстью строили они свои храмы, писали свои живописные поэмы, рубили целые миры из камня! И вся толпа волновалась, видела и радовалась созданиям своих художников. Вот эта горячая связь между художниками и их современниками передавалась из поколения в поколение и создавала то, чем мы до сих пор укрепляем и согреваем свои ослабевшие и охладевшие души. То есть Виктор Михайлович Васнецов видел источник сил для иконописца лишь в сочувствии зрителей, а не в божественной благодати. Как «путь к свету» сознавал художник этот труд, которому он отдал десять лет жизни.

Васнецов мечтал о воплощении образа «Мирового Христа». Задачи искусства он начал осмысливать именно с этой точки зрения: «Поставляя Христа световым центром задач искусства, я не сужаю области его, а, скорее, расширяю. Идеалом искусства должно стать наибольшее отражение духа в человеческом образе. А где же и когда же Дух Божий отразился глубже, шире и могущественнее в человеческом образе как не во Христе!».

Рекомендуем также:

Принятие христианства на Руси
Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется по прежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсон и с ...

Романтизм
Конец 17 – 1-я пол. 19в. заставляет античную традицию европейской культуры сдаться. В литературе, поэзии, музыке, изобразительных искусствах этот переход представлен появлением нового стиля – романтизма. Он рождался в активной литературн ...

Материальная культура Египта
От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – п ...