Сайт о культуре и искусстве

Скульптура Греции в эпоху архаики

Другое » Скульптура Греции в эпоху архаики

Страница 1

В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурное развитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, растут города. Именно в этот момент возникают основы для дальнейшего развития искусства, которым впоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д.

Первые памятники скульптуры в Греции начали появляться примерно в 7 в. до н.э. Родиной монументальной скульптуры является Крит. На нём были найдены каменные статуи, изображающие юношей-атлетов и воинов, которые датируются началом 7 в. до н.э. Критская школа скульптуры заложила важнейшие её стандарты, такие как: простой и ясный контур скульптуры, скупые обобщенные формы, в строгая уравновешенность всех частей скульптуры, фронтальности композиционного построения. На Крите закладывается идеальный тип женской статуи – кора (греч. – "девушка") и мужской статуи – курос (греч. – "юноша").

Кора – статуя молодой женщины, стоящей в скованной позе. Она ваялась в человеческий рост, или чуть меньше его. На спокойном безмятежном лице скульптор изображал так называемую "архаическую улыбку", возможно для того, чтобы показать, что его скульптура – живая. Одеты коры в задрапированный складками хитон, помогавший скрывать некоторую асимметрию скульптур (в аттической школе большинство статуй были одеты в пеплос). Вообще, следует отметить, что, в отличии от куросов, коры никогда не ваялись обнаженными. Коры создавались с двумя целями: во-первых, они посвящались богам. В этом случае кора держала какой-нибудь предмет, связанный с "занятием" бога, которому она была посвящена и на её основании вырезалось посвящение богу, имена скульптора и человека, оплатившего выделку статуи (патрона). Во-вторых, коры устанавливались на кладбища, чтобы отмечать могилы знатных граждан. В этом случае, коре придавалось определенное сходство с усопшей.

Курос – статуя молодого юноши – атлета. Ваялись во фронтальной позе, с выдвинутой вперед левой ногой (этот мотив греки позаимствовали из египетской культуры, где таким образом изображали фараонов), с широкой грудью, мощными руками и мускулистым телом. Создавались в основном, обнаженными, с безмятежным выражением лица и архаической улыбкой. Иногда создавались в парной форме. Куросы были призваны олицетворять мужскую силу воинов. Создавались с целью либо выделить могилы знатных граждан на кладбищах, либо служили залогом для клятв, которые греки давали богам. В таком случае курос устанавливался в храме и на нём делалась дарственная надпись. Первоначально выполнялись из известняка, затем, в связи с хрупкостью, куросы ваялись из мрамора.

Развитие греческой скульптуры в дальнейшем связано со спартанской и аргосской школы, которые вместе составляли дорийскую школу. Спартанская школа в основном тяготела к рельефу и мало интересовалась монументальной архитектурой. Одна из основных проблем, интересовавших скульпторов школы – проблема быстрого движения, т.е. изваянная статуя должна была как бы бежать. Поэтому на статуях этой школы можно увидеть малодетализированные, немного смазанные черты лица, которые вынесены на передний план лица.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Коллекционирование в России
Отечественная история коллекционирования предметов изобразительного искусства имеет долгую историю. Коллекционирование в России, и в частности в Петербурге, было вызвано не только социальными, экономическими, политическими, но, главное, ...

Актуальные культурные течения в изобразительном искусстве
В классических направлениях, в том числе живописи, изобразительном искусстве, также ярко проявляются все актуальные культурные течения и модные масс-медиа направления современного общества. Абстрактные изображения, сюрреализм, самые разно ...

Панк-прорыв семидесятых
В начале семидесятых, когда «движение протеста» зашло в тупик, а рок-музыка перестала быть одним из главных выражений «альтернативности» и прочно закрепилась на молодежном рынке, в мире молодежных субкультур наступил переходный период. По ...