Сайт о культуре и искусстве

Возникновение субкультуры стиляг. Мода предателей

Другое » Стиляги. Отважные денди Страны Советов » Возникновение субкультуры стиляг. Мода предателей

Страница 1

Одной из главных причин появления движения "стиляг" стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, "несоветской" реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков "стран капитала" на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета (желание или готовность выражать почтение в чём-либо)[1] перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком "особости", то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатлённого в так называемых "трофейных фильмах", вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг "из народа".[2] Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

"На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды." [4]

Стиляга родился на страницах журнала "Крокодил" в 1949 году. Так фельетонисты прозвали праздношатающихся пижонов за "идолопоклонство перед Западом" и любовь к "ресторанам, кричащим нарядам и буржуазной музыке джаз". Спустя пару лет сами "пижоны" гордо приняли это имя. Так в суровую советскую действительность заморским соблазном проник стиль. [2] "В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки ."[3] Воспоминания потрясённого очевидца приводится в замечательной книге о стилягах замечательного историка моды Ольги Вайнштейн. Поначалу, стиляги не были ещё субкультурой. Приветствовался любой несоветский, "западнический" look. К середине же 50-х оформилась особая их элегантность. В одежде, причёсках, жестах и образе жизни. Элегантность, у которой мало было общего с "попугайским" имиджем из газет. Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: "Серенада Солнечной Долины", "Джордж из Динки-джаза", "Тарзан", "Девушка моей мечты", "Судьба солдата в Америке", киноленты с участием Дины Дурбин. [8] Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, существует мнение, что он пришёл из языка джазистов, музыкантов. "Стилять" у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение "стилягу дует" — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — "стиляга". "Стиляга" — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались "штатниками" (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов). В 1949 году 10 марта в том же журнале "Крокодил" (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева "Стиляга" под рубрикой "Типы, уходящие в прошлое". В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый "на иностранный манер", тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание "штатник", но и полностью заменил его.[5]

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Символика цвета в немецком языке
Как уже было сказано цвета национальны. Цветовая символика у разных народов может не совпадать, так как каждый народ по-своему соотносит определенный цвет с той или иной ситуацией. На протяжении столетий символика цвета у немцев сохраняла ...

Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеа ...

Карибский стиль
Вплоть до эпохи Фиделя Кастро (до 1959 г.) Куба представляла собой тот «райский уголок», где реализовывались подавленные желания моралисткой Америки. Помимо дешевых напитков, проституции и карточных игр Гавана предлагала музыку, не только ...