Сайт о культуре и искусстве

Архитектура и изобразительное искусство

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 3

С Витебском связана художественная деятельность основателя белорусской советской исторической живописи Валентина Волкова (1881–1964). Он отзывался на наиболее важные события современности создавал картины на революционные и военные темы («Баррикады», 1923; «Партизаны», 1928), писал портреты известных исторических деятелей – К. Калиновского, М. Богдановича, В. Ленина и др.

Немало мастеров искренне верило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса, венцом которого станет общество социальной справедливости, где только и возможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, что путь к такому обществу не может пролегать через диктатуру. Художники М. Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П. Сергиевич, М. Севрук в своих произведениях отражали новые явления общественной жизни, характерные для времен «оттепели» и «застоя».

Развитие изобразительного искусства в довоенный период (и после войны) происходило в условиях господства метода социалистического реализма. Это стесняло свободу выбора темы и объекта изображения, сужало поле стилевого разнообразия; художник должен был исходить из текущей обстановки и политической конъюнктуры. Появлялись помпезные картины, подчас тенденциозно отражающие революционные события, Гражданскую войну, ход социалистического строительства, роль И. Сталина в достижениях страны.

В период военного лихолетья художники республики как истинные патриоты боролись с захватчиками. Одни сражались в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, другие работали во фронтовых изданиях, в составе художественных бригад готовили агитационные листовки, плакаты, рисунки. Сегодня это правдивые документы художественной летописи войны.

Особое место в белорусском изобразительном искусстве военного времени занимала боевая политическая и сатирическая графика.

Уже в июле 1941 г. в Гомеле вышел первый номер сатирического издания «Раздавим фашистскую гадину», в выпуске которого участвовали 3. Азгур, В. Казак, А. Шевченко. В дальнейшем для него работали И. Ахремчик, А. Волков. Рисунки И. Ахремчика, П. Гавриленко, Е. Зайцева, М. Филипповича создавали боевой настрой сатирического листка «Партизанская дубинка».

Особенную историческую и художественную ценность представляют фронтовые зарисовки батальных и жанровых сцен, портреты с натуры и по памяти, выполненные художниками, которые непосредственно участвовали в боевых операциях (Н. Тарасиков, Н. Воронов, Н. Обрыньба). Здесь дышат огнем эпизоды боев, пахнет порохом фронтовой и партизанский быт. Художники по-своему документировали зверства оккупантов, воспевали мужество и героическое самопожертвование советских людей.

Но даже война с ее испытаниями не могла отучить людей любоваться природой, вызывающие тонкие душевные переживания пейзажи по-прежнему занимали важное место в творчестве В. Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, В. Цвирко, А. Шибнева. Их картины излучали любовь к родине, несли заряд бодрости и оптимизма.

После войны продолжалось негативное воздействие на сознание людей культа личности Сталина. Догматизированная стилистика социалистического реализма отрицательно сказалась на творчестве даже небесталанных мастеров. Для ряда полотен, созданных по «социальному заказу», были характерны напыщенность, нарочитая монументальность, надуманность композиции, парадность и официозность. Тех же, кто уклонялся от ретуши произведений при помощи социалистической патетики, клеймили за «эстетство» и «формализм».

Изображению «души» родной природы посвятил свой талант художник-пейзажист, академик живописи Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1957). Его работы входят в экспозиции ряда белорусских и зарубежных музеев мира, они украшают и залы Национального художественного музея в Минске, Могилевского художественного музея («Лед прошел», «Ранняя весна», «Набежала туча», «Сирень цветет»). В 1996 г. в Могилеве состоялся первый международный пленэр, посвященный В. К. Бялыницкому-Бируле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Христианско-православное начало культуры
Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предш ...

Крепостной балет как необходимый этап развития русского балета
Русский балетный театр многообразно развивался в обеих столицах, утверждаясь, на путях национальной самобытности. Но самобытность русского балетного искусства заявляла о себе в конце 18-го века не только на профессиональной сцене. Навстре ...

Аллегория зрения
Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земн ...