Архитектура и изобразительное искусство
С 70-х гг. в архитектуре начал постепенно преодолеваться жесткий рационализм. Индустриальная база крупнопанельного домостроения Минска пополнилась четырьмя домостроительными комбинатами. Это ускорило строительство новых жилых районов с более высокими архитектур- но-планировочными и композиционно-художественными решениями (Восток, Зеленый луг-5, Юго-Запад в Минске). Значительно изменили облик столицы крупные общественные здания: кинотеатры «Октябрь» и «Москва», Дворец искусств, здание архитектурно-строительных факультетов Белорусского политехнического института, гостиница «Планета», Театр музыкальной комедии, многоэтажная гостиница «Беларусь». Новым направлением приложения искусства зодчих стало проектирование и строительство Минского метрополитена, первая очередь которого вступила в строй в 1984 г.
В целом в послевоенный период в градостроительной архитектуре республики на долгие годы утвердился так называемый интернациональный стиль, не отмеченный национальным колоритом. Первые попытки преодолеть этот перекос проявились в ходе реставрации комплекса строений XIX в. Троицкого и Раковского предместий, Верхнего города столицы. Аналогичные работы по возрождению архитектурных памятников проводились в Гродно, Витебске, Могилеве. Городам (пока локально) возвращали их исторический облик и национальное своеобразие.
Живопись и скульптура. В первые послереволюционные годы центром «левого», новаторского изобразительного искусства, местом теоретических поисков, расцвета авангарда, лабораторией для проведения эстетических и художественно-педагогических экспериментов стал Витебск – «белорусский Париж» того времени.
На первый план выдвинулась живопись. По инициативе Марка Шагала (1887–1985), одного из оригинальнейших живописцев XX в., в декабре 1918 г. на базе мастерской Ю. Пэна открылась Народная художественная школа. Кто тогда думал, что это событие войдет в историю мирового искусства? По приглашению М. Шагала в Витебск приехали работать переполненные идеями талантливые художники разных авангардных течений и стилей: А. Бразер, К. Малевич, Л. Лисицкий, Р. Фальк, В. Ермолаева и др. Они с энтузиазмом участвовали в организации и оформлении городских праздников, рисовали плакаты, афиши. Возникали новые художественные учебные заведения, открывались мастерские, формировались новые профессиональные объединения вокруг авторитетных мастеров живописи.
С большими надеждами приехал в Витебск основоположник супрематизма Казимир Малевич (1878–1935). Прежнюю живопись он считал отжившей, предметами внимательного изучения и художественного изображения избрал квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а основными красками – черную, белую, красную. Своеобразным символом мастера стала картина-загадка «Черный квадрат» (1913).
В 1920 г. К. Малевич и В. Ермолаева основали УНОВИС – одно из самых боевых и последовательных в поисках новых форм и средств творческих объединений (полное название – «Учредители нового искусства»). Оно сыграло заметную роль в развитии европейской художественной культуры, повлияв на архитектуру, живопись, искусство дизайна.
На базе Народной художественной школы открылись свободные художественные мастерские, Художественно-практический институт (просуществовал всего несколько месяцев), а в 1923 г. – Витебский художественный техникум.
После Гражданской войны многие художники покинули Витебск, некоторые известные мастера эмигрировали. Уехал и М. Шагал, навсегда сохранив теплое отношение к родному городу. Во Франции он много лет спустя воскрешал на холстах ветхие домишки и кривые улочки Витебска. Интересно, что в Париже в одно время с Шагалом работал другой всемирно известный белорусско-еврейский художник – уроженец Смилович, прекрасный колорист, классик авангарда Хаим Сутин (1894–1943).
Особое таинственное постижение природы отличает творчество талантливого художника и скульптора, родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Язепа Дроздовича (1888–1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусских живописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне», 1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далеким планетам художник придавал облик родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н. Орды Я. Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества и сказочной природы, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панораму извлечений из национально-исторической памяти.
Рекомендуем также:
Праобщина и зачатки врачевания
Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя – сформировавшегося человеческого общества.
Фор ...
Растоманы
О субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками м ...
Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя»
Ин. 15, 13
Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...