Сайт о культуре и искусстве

Архитектура и изобразительное искусство

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 7

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел».

Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм о событиях Гражданской войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем (1885–1967).

В дальнейшем на экраны вышли фильмы «Убитая жизнью» (1927) А Фрелиха, «До завтра» (1928) Ю. Тарича, «В огне рожденная» (1930) и «Искатели жемчуга» (1936) В. Корш-Саблина, «Балтийцы» (1937) А. Файнциммера. Первым белорусским звуковым фильмом стала кинопрограмма «Переворот», поставленная в 1930 г. Ю. Таричем. Фильм был показан в первом звуковом столичном кинотеатре «Красная звезда».

В конце 30-х гг. в Минск переехала созданная в Ленинграде киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия».

Главное место в киноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В. Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в составе фронтовых киногрупп отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументы частично вошли в ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные мстители», «Бой за Витебск», а также в киноэпопею «Великая Отечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина и М. Садковича был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», который заканчивался показом парада белорусских партизан в освобожденном Минске.

В 50–80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведений белорусских писателей.

На экраны вышли кинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета» (1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1981–1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Выдающийся актер
Не смотря на обилие его персонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим ...

Оценка эпохи средневековья
Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. «Средними веками» они назвали в ...

Отношение к христианству и к Русской Православной Церкви творческой интеллигенции
В России взгляды людей искусства имели очень большое влияние. «Поэт в России больше, чем поэт». Русскому сознанию было присуще «отношение к деятелям искусства как к духовидцам, прорицателям» Определяющим свойством русского искусства было ...