Сайт о культуре и искусстве

Архитектура и изобразительное искусство

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Архитектура и изобразительное искусство

Страница 4

В годы «оттепели» художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никто не отменял. И все-таки в это время складывались .новые художественные тенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили о себе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшие в последующем свои школы.

Первые картины Михаила Савицкого были мирными, ласкающими глаз («Песня», «Хлеб»). Однако художника сделали знаменитым главным образом суровые, шокирующие неприкрытой правдой полотна о войне (цикл картин о партизанах, триптих «Агрессия», цикл «Числа на сердце»). Он писал мужественные образы бойцов и партизан, светлое и скорбное лицо партизанской мадонны, изображал ужасы фашистских концлагерей. Палитра Савицкого скромна, но в выборе красок – ничего случайного. Цвет служит основной идее картины. Немало произведений написано художником на тему труда («Урожай», 1966; «Рабочие», 1968).

Белорусская скульптура также прошла испытание временем. В течение довоенных лет она находилась под воздействием жестких директивных установок и требований, продиктованных методом социалистического реализма. Не случайно в первые послереволюционные годы часть скульптур делалась из недолговечного материала – гипса, фанеры, стекла, цемента. Многие не прошедшие профессиональной школы молодые скульпторы и впоследствии спешили отреагировать на только что свершившееся событие, выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали о высоком предназначении искусства ваяния.

В этом виде изобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А. Бразер, 3. Азгур. Важным событием в 1933 г. стало открытие в Минске памятника В. И. Ленину по проекту М. Манизера. Он и сегодня не утратил художественной ценности.

В скульптуре в военные и послевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин, Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитников родины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).

В 50–80-е гг. наблюдался всплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве. Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные теме героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилось сооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).

К более поздним периодам относятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969–1971), Курган Славы под Минском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск – город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебской области (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному (1980), М. Богдановичу (1981).

Весьма важным в жизни республики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе с врагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.

Плодотворно работал в области портретной и монументальной пластики талантливый скульптор Анатолий Аникейчик (1932–1989). В созданную им галерею образов входят скульптурные портреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а также мемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения, посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С. Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.

Таким образом, архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигли весомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку на пульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальные события и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всех этапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило понимать и ценить красоту, любить и защищать родную землю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Общая характеристика второй половины 18 – начала 19 вв
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. В ...

Звонница Кижской колокольни
Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и свя ...

Планировка центра Парижа. Андре Ленотр
Андре Ленотру (André Le Nôtre) (1613-1700) - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лув ...