Сайт о культуре и искусстве

Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Другое » Основы культурологии » Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Страница 1

Буддизм – самая древняя мировая религия.

Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племенного образования Шакья – «царевич» Сиддхартха Гаутама.

Основные идеи

Учение изложено в ряде канонических сборников, главный из которых «Типитака».

Жизнь – это выражение различных комбинаций нематериальных частиц (дхарм).

Их сочетание определяет бытие человека, животного, растения и т.д.

Распадение комбинации – смерть, но дхармы создают новую комбинацию. Цепь перерождений может быть прервана, что означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Это возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

«Четыре великие истины»:

1. жизнь есть страдание

2. причина всех страданий – желание

3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний. Для этого необходимо

4. вести добродетельную жизнь по законом «правильного поведения»

«Правильное поведение» означает следовать принципам:

· не убей и не причиняй никому вреда

· не укради

· не лги

· не прелюбодействуй

· не употребляй дурманящих разум напитков

· для монашества – аскетизм

· самоуглубление и созерцание – медитация

На пути к нирване людям помогает Будда (он творец мира, а мир существует сам по себе) и бодхисатвы – существа, которым осталось сделать последний шаг до нирваны, но которые не делают его сознательно, а хотят помочь людям.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и неиндийских народов, принявших буддизм.

Направления:

· «Узкий» путь спасения – хинаяна (крайний аскетизм, путь к нирване через монашеское состояние).

· «Широкий» путь спасения – махаяна (допускалась возможность спасения мирян, возрастала значимость молитвы, обряда).

III–I вв. До н.э. – распространение в южном и восточном направлении, в основном в форме хинаяна

Рубеж эры – другие направления, в форме махаяны.

Б. исчез из Индии в начале II тысячелетия под ударами мусульманских завоевателей.

По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденное Буддой братство последователей.

Где распространен Буддизм?

· Шри – Ланка

· Таиланд

· Вьетнам

· Мьянма

· Камбоджа

· Лаос

· Вьетнам

В период колониальной зависимости в сер. XIX – нач. XX в. б. использовался как символ в борьбе за независимость, за мобилизацию верующих на борьбу за национальное освобождение. После б. так и остался частью государственной идеологии, модернизованные идеи легли в основу социальных и политических концепций национального развития.

Влияние на художественную культуру:

· Строительство храмов. Сначала это пещерные храмы, затем чайтья – продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа. Многочисленные храмы были созданы при Ашоке (сделал буддизм государственной религией)

· Скульптура. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Богатство и роскошь в храмах Аджанты: скульптуры, резьба на разнообразные сюжеты из жизни Будды. Период Гуптов: создание двухметровой медной статуи Будды, воплощающей неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

· Не оказал влияние на развитие живописи

Влияние на культуру вообще, не только на художественную:

· именно буддизм способствовал изменению самого типа индийской религиозности и культуры вообще: во многом под влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не сложные жертвоприношения, а йогическая практика самопознания и самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал замене принципов ритуальной чистоты и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания всему живому. Даже то, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга буддизма (и отчасти, конечно, джайнизма).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Древнебелорусская письменность и литература
Памятники древней письменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы. Существовавшая система записи информации представлял ...

Организационные основы охраны национального культурного наследия
Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мир ...

Павильон Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в Ро ...