Сайт о культуре и искусстве

Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Другое » Основы культурологии » Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Страница 1

Буддизм – самая древняя мировая религия.

Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племенного образования Шакья – «царевич» Сиддхартха Гаутама.

Основные идеи

Учение изложено в ряде канонических сборников, главный из которых «Типитака».

Жизнь – это выражение различных комбинаций нематериальных частиц (дхарм).

Их сочетание определяет бытие человека, животного, растения и т.д.

Распадение комбинации – смерть, но дхармы создают новую комбинацию. Цепь перерождений может быть прервана, что означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Это возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

«Четыре великие истины»:

1. жизнь есть страдание

2. причина всех страданий – желание

3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний. Для этого необходимо

4. вести добродетельную жизнь по законом «правильного поведения»

«Правильное поведение» означает следовать принципам:

· не убей и не причиняй никому вреда

· не укради

· не лги

· не прелюбодействуй

· не употребляй дурманящих разум напитков

· для монашества – аскетизм

· самоуглубление и созерцание – медитация

На пути к нирване людям помогает Будда (он творец мира, а мир существует сам по себе) и бодхисатвы – существа, которым осталось сделать последний шаг до нирваны, но которые не делают его сознательно, а хотят помочь людям.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и неиндийских народов, принявших буддизм.

Направления:

· «Узкий» путь спасения – хинаяна (крайний аскетизм, путь к нирване через монашеское состояние).

· «Широкий» путь спасения – махаяна (допускалась возможность спасения мирян, возрастала значимость молитвы, обряда).

III–I вв. До н.э. – распространение в южном и восточном направлении, в основном в форме хинаяна

Рубеж эры – другие направления, в форме махаяны.

Б. исчез из Индии в начале II тысячелетия под ударами мусульманских завоевателей.

По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденное Буддой братство последователей.

Где распространен Буддизм?

· Шри – Ланка

· Таиланд

· Вьетнам

· Мьянма

· Камбоджа

· Лаос

· Вьетнам

В период колониальной зависимости в сер. XIX – нач. XX в. б. использовался как символ в борьбе за независимость, за мобилизацию верующих на борьбу за национальное освобождение. После б. так и остался частью государственной идеологии, модернизованные идеи легли в основу социальных и политических концепций национального развития.

Влияние на художественную культуру:

· Строительство храмов. Сначала это пещерные храмы, затем чайтья – продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа. Многочисленные храмы были созданы при Ашоке (сделал буддизм государственной религией)

· Скульптура. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Богатство и роскошь в храмах Аджанты: скульптуры, резьба на разнообразные сюжеты из жизни Будды. Период Гуптов: создание двухметровой медной статуи Будды, воплощающей неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

· Не оказал влияние на развитие живописи

Влияние на культуру вообще, не только на художественную:

· именно буддизм способствовал изменению самого типа индийской религиозности и культуры вообще: во многом под влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не сложные жертвоприношения, а йогическая практика самопознания и самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал замене принципов ритуальной чистоты и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания всему живому. Даже то, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга буддизма (и отчасти, конечно, джайнизма).

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Новая аттическая комедия
Новоаттическая комедия была рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в. до н.э. в истории Греции - время бесконечных войн между наследниками Александра и их сыновьями, причем театром военных действий станов ...

Растоманы
О субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками м ...

Градостроительство Парижа в XVII- XVIII вв
В период абсолютистской монархии (XVII в.) в Париже создавались великолепные архитектурные сооружения, осью которых стала Сена и почти параллельный ей главный правобережный диаметр Парижа: Лувр - Тюильри - площадь Конкорд (Согласия) - Ели ...