Сайт о культуре и искусстве

Упанишады

Другое » Культура Древнего Востока » Упанишады

Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., – это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индоарийцев. Они проникнуты религиознофилософским раздумьем о внутреннем мире, реальности и нереальности его существования, пути к истине и ее значение для праведной жизни.

В Упанишадах четко сформулированы идея Брахмана (произносится с ударением на первом слоге аналогично наименованию варны и в отличие от названия текстов – брахмáны, объясняющих Брахмана) и Атмана. Брахман – абсолютная реальность, вне его нет ничего, и все существующее в нем заключено. Атман – сознание индивидом собственного «я», завершающееся тождеством Атмана и Брахмана.

На основе Упанишад сформировалось шесть основных школ. Для этой культуры характерно слияние философии и религии. Веды являются основой как религии, так и философии. Школы представляют собой различные способы понимания мира и различные стороны мировоззренческого отношения к нему. В системе брахманизма они считаются равноправной формой толкования истины, поскольку истина разрассмотрения.

1. Миманса. Занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношения. Жертвоприношения нужны для выполнения долга (дхармы), без чего невозможно высвобождение из оков кармы. Карма – это сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которая и определяет характер будущего рождения

2. Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Умирая, индивидуальная душа возрождается. Главная тема – проблема высвобождения от сансары (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) и пути достижения мокши (т.е. окончательного освобождения от сансары, от всякой изменчивости и перерождений, от страданий и превратностей бытия).

3. Санкхья исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа, слепого и хромого, взаимно компенсирует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порождая новый строй явлений в мире.

4. Йога. Последователи разработали комплекс приемов для достижения особого духовного состояния – это самоограничения (аскетизм) и вхождение в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности. В дальнейшем в йоге обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращение умственной деятельности (путь к приобретению власти над божеством).

5. Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души. Близка к последней системе брахманизма – вайшешике.

6. Вайшешика. Учит, что существует 6 видов положительной реальности (субстанция, качество, действие – карма, всеобщность, особенность, присущность) и один вид отрицательной (небытие). Все физические объекты состоят из атомов, которые трактуются как несотворенные и вечные. Их движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.

Рекомендуем также:

Литература древней Руси
Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение, сколько возмо ...

Картины
В отличие от традиционных со времен средневековья изображений Марии с младенцем Иисусом, на картине Б. Моризо нарисована ее сестра, охраняющая сон своего спящего ребенка. Особую прелесть картине придает голубовато-красный свет, проникающи ...

Панк-прорыв семидесятых
В начале семидесятых, когда «движение протеста» зашло в тупик, а рок-музыка перестала быть одним из главных выражений «альтернативности» и прочно закрепилась на молодежном рынке, в мире молодежных субкультур наступил переходный период. По ...