Сайт о культуре и искусстве

Упанишады

Другое » Культура Древнего Востока » Упанишады

Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., – это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индоарийцев. Они проникнуты религиознофилософским раздумьем о внутреннем мире, реальности и нереальности его существования, пути к истине и ее значение для праведной жизни.

В Упанишадах четко сформулированы идея Брахмана (произносится с ударением на первом слоге аналогично наименованию варны и в отличие от названия текстов – брахмáны, объясняющих Брахмана) и Атмана. Брахман – абсолютная реальность, вне его нет ничего, и все существующее в нем заключено. Атман – сознание индивидом собственного «я», завершающееся тождеством Атмана и Брахмана.

На основе Упанишад сформировалось шесть основных школ. Для этой культуры характерно слияние философии и религии. Веды являются основой как религии, так и философии. Школы представляют собой различные способы понимания мира и различные стороны мировоззренческого отношения к нему. В системе брахманизма они считаются равноправной формой толкования истины, поскольку истина разрассмотрения.

1. Миманса. Занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношения. Жертвоприношения нужны для выполнения долга (дхармы), без чего невозможно высвобождение из оков кармы. Карма – это сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которая и определяет характер будущего рождения

2. Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Умирая, индивидуальная душа возрождается. Главная тема – проблема высвобождения от сансары (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) и пути достижения мокши (т.е. окончательного освобождения от сансары, от всякой изменчивости и перерождений, от страданий и превратностей бытия).

3. Санкхья исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа, слепого и хромого, взаимно компенсирует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порождая новый строй явлений в мире.

4. Йога. Последователи разработали комплекс приемов для достижения особого духовного состояния – это самоограничения (аскетизм) и вхождение в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности. В дальнейшем в йоге обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращение умственной деятельности (путь к приобретению власти над божеством).

5. Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души. Близка к последней системе брахманизма – вайшешике.

6. Вайшешика. Учит, что существует 6 видов положительной реальности (субстанция, качество, действие – карма, всеобщность, особенность, присущность) и один вид отрицательной (небытие). Все физические объекты состоят из атомов, которые трактуются как несотворенные и вечные. Их движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.

Рекомендуем также:

История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ
Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. ...

Философия импрессионизма
В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только "пейзажное" во ...

Цвет в композиции костюма
Цвет как средство композиции одновременно является важнейшим её элементом. В костюме важен не только цвет одежды, но и обуви, сумки и других предметов, дополняющих костюм. При создании костюма цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, ...