Сайт о культуре и искусстве

Романский стиль

Другое » Романский архитектурный стиль и римские артели » Романский стиль

Страница 1

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки — базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.

Архитектура: Романский период. Пиза баптистерий, базилика и колокольня

Пиза баптистерий, базилика и колокольня

Архитектура: Романский период. Перигор, храм Сен Фрон

Перигор, храм Сен Фрон

Римские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Романская церковь

Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры Римского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

Все богатство декора сосредоточено в Римском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность. Римская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместе с тем, осознать свою бренность и ничтожность. Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам.

романский базиликальный архитектура артель

Поскольку романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, "Мой дом — моя крепость", в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.

С улицы перед домом нередко находилось преддверие (vestibulum [v] - вестибюль) - площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю (ostium, о), а отсюда через открытый или одной лишь занавесью закрытый вход - в атрии Атрий (а) - приемный зал, составляющий главную часть дома. Сверху он был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие - комплювий (лат. compluvium - стекать). Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - имплювий (лат. implivium [i] - водосток) для стока дождевой воды (бежавшей с крыши через комплювий). По обеим сторонам атрия были расположены жилые и служебные комнаты, получавшие из него свет. Комнаты, примыкавшие к атрию с лицевой стороны, обычно отдавались под торговые помещения, причем имели вход только с улицы.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также: