Сайт о культуре и искусстве

Романский стиль

Другое » Романский архитектурный стиль и римские артели » Романский стиль

Страница 1

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки — базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.

Архитектура: Романский период. Пиза баптистерий, базилика и колокольня

Пиза баптистерий, базилика и колокольня

Архитектура: Романский период. Перигор, храм Сен Фрон

Перигор, храм Сен Фрон

Римские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Романская церковь

Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры Римского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

Все богатство декора сосредоточено в Римском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность. Римская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместе с тем, осознать свою бренность и ничтожность. Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам.

романский базиликальный архитектура артель

Поскольку романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, "Мой дом — моя крепость", в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.

С улицы перед домом нередко находилось преддверие (vestibulum [v] - вестибюль) - площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю (ostium, о), а отсюда через открытый или одной лишь занавесью закрытый вход - в атрии Атрий (а) - приемный зал, составляющий главную часть дома. Сверху он был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие - комплювий (лат. compluvium - стекать). Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - имплювий (лат. implivium [i] - водосток) для стока дождевой воды (бежавшей с крыши через комплювий). По обеим сторонам атрия были расположены жилые и служебные комнаты, получавшие из него свет. Комнаты, примыкавшие к атрию с лицевой стороны, обычно отдавались под торговые помещения, причем имели вход только с улицы.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Значение игры как явления культуры
Игра старше культуры, так как понятие культуры в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же, как люди. Все основные ...

Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 — 22 июля (3 августа) 1900) — российский художник, выдающийся мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в ...

Северное Возрождение
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает пер ...