Сайт о культуре и искусстве

Романский стиль

Другое » Романский архитектурный стиль и римские артели » Романский стиль

Страница 2

В задней части атрия (Ь) в домах знатных лиц хранились восковые изображения предков. Атрий составлял и в более позднее время необходимую часть каждого римского дома. Собственно "семейное" значение атрия уже отступило на второй план: кухня получила отдельное помещение, столовая превратилась в отдельный триклиний (столовая), домашние боги помещались в особой божнице и т. п. Атрий превратился в парадное помещение, на украшение которого (колоннами, скульптурами, фресками и т. п.) тратились большие средства.

Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов. Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше — сторожевая площадка.

Замок Алькасар.IX в.

Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели.

Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь — средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно.

Древние римляне, завоёвывая новые народности, обычно, отбирали у них 1/3 общей территории, которая становилась собственностью Римской Империи. Одна её часть была разделена между воинами. Другая - продана свободным гражданам Рима, а третья, которая являлась самой большой, дана в съём римской знати.

В столице Римской Империи уже в 100 году до н. э. возникли первые корпорации хлебопекарней. В городе насчитывалось около 250 пекарен. Когда в Риме в 64 году н. эр. произошёл знаменитый пожар, приписанный к делу рук Нерона, то тушили его 800 хорошо обученных пожарных.

Для сравнения скажу, что в современной столице Италии служат 1800 человек этой профессии. В Риме также существовали корпорации ювелиров, сапожников, красильщиков, производителей меди и посуды, мастеров по выделке кожи.

Древние римляне выдували стеклянные изделия и делали тонкие стеклянные пласты для окон (правда, их они начали употреблять в уже более поздний период). Вазы и бокалы для знати создавались в Египте. Почти всё производимое в Римской Империи использовалось на собственной территории. Поэтому древние римляне не старались вывозить свои изделия в захваченные ими провинции, которые, уплатив установленные налоги, экспортировали свои товары.

Таким образом, как ни странно, священная Римская Империя помогла обогащению захваченных территорий или точнее некоторым богатым представителям этих народностей.

Из древнеримских портов выходило множество кораблей, поэтому были построены просторные трёхэтажные склады, в них разгружали привезённые товары.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

Отношение М.А. Врубеля к созданию церковных росписей
Другим общим местом в работах о Врубеле являются рассказы о его разгульной жизни в киевский период. Но это не так. Уже отмечалось, что Врубель в это время очень много работает, к тому же у него никогда нет денег. Сам он пишет, что старает ...

Каннский кинофестиваль
Каннский кинофестиваль считается лидером в европейском кино. Там можно увидеть самые современные тенденции европейского кинематографа, оценить моду и перспективы развития киноискусства в целом. С более утончённым вкусом, нежели пафосный и ...