Сайт о культуре и искусстве

Образование и наука

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Образование и наука

Страница 4

В сентябре–декабре 1906 г. выходила первая легальная белорусская газета «Наша доля», основанная группой членов Белорусской социалистической громады. После ее закрытия борьбу за белорусскую культуру и национальное возрождение продолжила газета «Наша нiвa» (1906–1915). Она решительно выступала за широкие права белорусского народа, свободное развитие его культуры, содействовала становлению белорусского языка и творчеству литераторов новой волны, сыграла заметную роль в повышении национального самосознания. По инициативе газеты издавались «Беларуси каляндар», журналы «Саха», «Лучынка» и альманах «Мала- дая Беларусь». Начало легального белорусского книгоиздания связано с деятельностью издательства «Загляне сонца i у наша ваконца», созданного в 1906 г. в Петербурге. За неполные восемь лет оно выпустило 40 белорусских книг тиражом 100 тыс. экз. Белорусские книги печатали также издательства «Наша шва», «Наша хата».

Таким образом, в начале прошлого столетия произошло значительное усиление на новой волне национально-демократического движения ориентации этносоциальных слоев на белорусскую культуру, в чем немалая заслуга принадлежала патриотично настроенным писателям и публицистам, а также периодическим изданиям, созданным самоотверженными деятелями народного просвещения.

Наука. Развитие социально-экономических отношений, реформа образования, распространение знаний способствовали подъему науки, появлению ряда видных ученых – уроженцев белорусской земли. Следует отметить быстрый рост исторических и этнографических знаний. Несмотря на длительную историю, Беларусь в конце XVIII в. в научном отношении оставалась малоисследованным краем, а разноречивые суждения о ней часто были далеки от действительности. Одни представители научной интеллигенции воспринимали ее как часть Польши. Другие безоговорочно относили белорусские земли к Северо-Западному краю России, белорусов считали русским племенем, а их культуру – диалектной. Невзирая на факт окончательного оформления белорусской нации, немало российских и польских ученых по-прежнему рассматривали Беларусь как часть «своих» территорий, а ее жителей – как ответвление «своих» народов, что не соответствовало исторической правде.

Но были и вдумчивые, объективные ученые, которые шаг за шагом отделяли истину от заблуждений. Среди тех, кто выступал против псевдонаучных взглядов, выделялись преподаватели Виленского университета: историк и языковед М. Бобровский, правовед И. Данилович. Они внесли весомый вклад в разработку истинной истории белорусов, в формирование национальной идеи.

Заслуживает упоминания и деятельность других преподавателей Виленского университета, а также Горы-Горецкого земледельческого института и ряда исследователей-любителей. Так, историк, археограф и языковед И. Григорович в 1824 г. издал книгу «Белорусский архив древних грамот» – первый сборник документов по истории белорусских земель. Важный вклад в изучение фольклора, этнографии и краеведения внесли В. Сырокомля, Я. Чечот, П. Шпилевский, братья К. и Е. Тышкевичи. Материалы, собранные Тышкевичами, позволили в 1855 г. открыть в Вильно музей древностей.

Новый всплеск интереса к белорусской истории, культуре, родному языку пришелся на 1860–1890-е гг., когда развернулись широкие исследования фольклора, истории языка, материальной и духовной культуры белорусского народа. Этому в определенной мере способствовало открытие в 1867 г. в Вильно Северо-Западного отдела Русского географического товарищества. Поначалу перед ним была поставлена задача доказать, что белорусы – это часть русского народа. Но объективные исследования опровергли ложное представление, одобренное царскими чиновниками. Активными сотрудниками отдела являлись П. Шейн, Е. Романов, Ю. Крачковский. Проблемы белорусоведения изучали также А. Богданович, А. Сержпутовский, М. Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, Е. Карский, А. Сапунов, А. Киркор, В. Вериго. Польский ученый М. Федоровский собрал около 5 тыс. белорусских народных песен, порядка 10 тыс. пословиц, сотни загадок и других произведений традиционной белорусской культуры. Его материалы были напечатаны в восьмитомнике «Люд белорусский».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков
Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей ...

Разнообразие стилей
Режиссер Григорьев выделял 5 периодов в истории труппы, связанные с работающими в ней балетмейстерами: 1. Период работы М. М. Фокина (1909 – 1912, 1914)- он раздвинул рамки классической хореографии, создал новые танцевальные формы, более ...

Методология культурологических исследований
Различные подходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литературе, что позволяет нам не останавливаться специально на этих вопросах. Однако следует различать понятия «подход» и «ме ...