Сайт о культуре и искусстве

Внутрикадровое движение и движение камеры

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Внутрикадровое движение и движение камеры

Страница 1

Итак, мы определились, что для Тарковского ритм - это внутреннее ощущение режиссёром течения времени. Нечто не осязаемое, заложенное в ощущениях и подсознании. Но так, же Тарковский говорил и о внешнем проявлении ритма. "Значит, это уже второе, какая-то более внешняя "одежда" ритма в сцене: движение аппарата. Потому что оно имеет прямое отношение ко времени. Вы можете заставить время течь медленнее или быстрее в зависимости от того, как вы будете двигаться с камерой по отношению к действию". Движение камеры является внутрикадровым движением. Оно создаётся с помощью перемещения объектов в кадре и движения камеры.

"Движение камеры во время съемки, а, следовательно, и движение изображения во всей плоскости экрана, как и любое движение внутри кадра, обладает почти магическим воздействием на зрителя. Режиссеры кино давно заметили, что движение в кадре приковывает внимание зрителей к экрану. Это был эмпирический результат, итог наблюдений без объяснения причин. Теоретики подхватили эти сведения и возвели движение в ранг одной из главных специфик кино".

Внутрикадровое движение используется для активизации внимания зрителя к статичной сцене. Если движение отсутствует, и нет наполненности сцены, то происходящее становится неинтересным и скучным. Внутрикадровое движение придаёт динамику картине, настроение, атмосферу. И конечно, задаваемый режиссёром ритм. Страх, напряжение, радость, уныние и т.д. Ключом к возбуждению у зрителя таких переживаний является скорость движения изображения на экране, скорость панорам и перемещения камеры с учетом выбора соответствующего фокусного расстояния объектива и крупности плана. Медленное движение объектов в кадре способно вызвать у зрителя ощущение спокойствия, размеренности, уныния, грусти и даже страха. Быстрое движение - и приподнятость настроения, и возбуждение, и дискомфорт, и, при определенных условиях, тот же страх, ужас и т.д.

Условно внутрикадровое движение можно разделить на пять видов движения камеры.

Камера закреплена на штативе и объект съемки статичен.

Внутрикадровое движение в этом случае создается движением объектива камеры на вращающейся головке штатива. Оно как бы воспроизводит траекторию нашего взгляда, когда мы, к примеру, осматриваем пространство: будь то парк или футбольное поле, небольшая комната или огромное фойе. Этот прием называется "панорамирование". Панорамы различаются по направлению движения: Во-первых, горизонтальная панорама. Камера стоит на месте - на штативе или в руках у оператора, который не сходит со своего места, а только поворачивает аппарат. Во-вторых, вертикальная панорама, когда камера на головке штатива, оставаясь в одной вертикальной плоскости, совершает во время съемки поворот вокруг горизонтальной оси, как бы осматривает объект снизу вверх или сверху вниз. В-третьих, диагональная панорама, совмещение горизонтального и вертикального движения камеры: поворот одновременно с подъемом или опусканием взгляда объектива. В-четвертых, круговая панорама - поворот камеры во время съемки вокруг статичной точки на 360 градусов.

Панорама часто используется в кинематографе и на телевидении. Например, в программе КВН-96 для иллюстрации песни о виртуальной реальности зрительный зал был перевернут на 180 градусов - зрители оказались опрокинутыми вниз головой. Эффект при восприятии экранного изображения был достаточно сильным.

Но, так же, как и у всех других изобразительных средств есть правила, так и панорамой пользоваться нужно грамотно. Нельзя, например, вести съемку длиннофокусным объективом, поворачивая камеру с большой скоростью - на экране возникнет эффект стробоскопа (подергивания кадра) или вместо осмотра местности объективом получится смазка - изображение превратится в бегущие и прыгающие горизонтальные полосы. Поэтому даже самая простая горизонтальная панорама должна выполняться осмысленно и быть подчиненной конкретной задаче развития экранного рассказа. Каждая панорама должна нести своё смысловую нагрузку. У неё должна быть определена цель. Нельзя начинать и заканчивать съемку в панораме во время движения камеры. Иначе кадры не монтируются. Каждая панорама должна начинаться и заканчиваться, статичным кадром. Нельзя при съемке, например, горизонтальной панорамы резко изменять направление движения камеры и переводить ее в вертикальное движение без остановки. Психофизиология человеческого восприятия такова, что наш глаз, приноровившись к осмотру горизонтально движущегося на экране изображения, не может мгновенно перейти к осмотру кадра с вертикальным движением. После мгновенного изменения направления панорамы мы еще некоторое время в силу инерции глазных действий будем продолжать пытаться воспринимать движущееся в первоначальном направлении изображение. Лишь убедившись в ошибочности своих действий, мозг направит сигнал глазам на восприятие движущегося изображения в ином направлении. Кроме того, мы испытаем дискомфорт восприятия событий с экрана при резком изменении направления движения панорамы. Мы можем в момент начала движения в новом направлении что-то упустить, не заметить в предлагаемом изображении.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Предлагаемые обстоятельства начала пьесы
Волна репрессий и чисток. Ленин в телеграммах своим коллегам на Украине и в Поволжье писал: «… и ни в коем случае не пренебрегайте расстрелами». Начало «наступления на капитал». На 11-ом съезде РКП(б) Ленин «запустил» механизм уничтожени ...

Взаимосвязь игры и искусства
Внешним признаком глубокопсихологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою. Игра лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы, т ...

Покровская церковь
По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскор ...