Сайт о культуре и искусстве

Эпоха эллинизма

Другое » Эпоха эллинизма

Страница 1

Была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили об архитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогда явления развернулись во всю ширь. Эпоха эллинизма - время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Александр, сын Македонского царя Филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а придворным художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Практически ничего не известно о том, как именно воспитывал Аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себе воплощение идеи синтеза наук, он хотел через Александр осуществить идею синтеза культур. Масштабом познаний Аристотеля был весь мир, «ойкумена», таким же должен был стать масштаб царствования Александра. Примерно так воспринял сам царевич свою историческую миссию: и Македония, и Греция стали для него лишь частью мирового пространства.

Первоначально его увлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр, был полон решимости устранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве не должно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и Запад были двумя различными мирами. Именно Александр впервые попытался слить их воедино. Судя по всему, Александр Македонский был уверен, что не только завоевывает и покоряет, но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуре Эллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр победил Восток, а Восток победил Александра, переделав его на свой лад. То же самое произошло и с греческой культурой. Несомненно, что некоторые её черты действительно оказали влияние на местные религиозные культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название «койне», «общая речь». Но и азиатская культура повлияла в не меньшей степени на древнегреческую. И, все же, то, что в результате получилось, заслуживает особого внимания как первый в истории эксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданию общемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек - это прежде всего гражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпоха эллинизма - синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур.

Мир не был избавлен от конфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины Александра, его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалось четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. В дальнейшем, на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен Римской империей, постоянно шел процесс брожения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натиском противников или стихии всё новые и новые государства. Богатейшее в свое время Родосское царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурные центры: Пергамское царство, Антиохийское царство и Птолемеевский Египет - были побеждены римлянами. Таким образом, атмосфера напряженности, беспокойства, неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма в целом Лучшие, оригинальные творения пластического искусства очень точно передают эмоциональное напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозность времени. Такова знаменитая Ника Самофракийская - выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма: пятиметровая статуя крылатой богини победы,как бы объятой порывом сильного ветра и готовой в любую минуту взлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз Пергамского алтаря, (алтаря Зевса) - крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма, запечатлевший апофеоз сражения между богами и гигантами. Это скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык», передающие борьбу людей со смертельной опасностью.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Культура Среднего царства
Культура Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания пре ...

Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов
Патриарх-реформатор Никон был человеком амбициозным и в пику самодержцам отгрохал дворец такой, чтобы не уступал царским палатам. Сейчас в бывшей патриаршей резиденции располагается Музей декоративно-прикладного искусства и быта xvii века ...

Живопись
С тверскими краями связаны и жизнь, и творчество многих прекрасных художников. Крепостного крестьянина Григория Васильевича Сороку взяли в у служение в имение Островки Вышневолцкого уезда. Рисовать он научился самостоятельно. Живший непод ...