Сайт о культуре и искусстве

«Русские сезоны» С.Дягилева и их влияние на искусство мирового балета

Другое » Реформы в балете – насущное требование к искусству танца в обновляющемся мире » «Русские сезоны» С.Дягилева и их влияние на искусство мирового балета

Страница 1

«Русские сезоны» и деятельность антрепризы Дягилева стали поворотным в развитии балета в Европе, где этот вид искусства находился в упадке. В центре внимания оказались русские хореографы, танцовщики, композиторы (Стравинский, а в 1920-е гг. и С.С. Прокофьев), художники «Мира искусства», чьё участие в «Сезонах» имело огромное значение. Декорации и костюмы оформлявших балеты Фокина А.Н. Бенуа («Павильон Армиды», «Шопениана», «Петрушка»), Л.С. Бакста («Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Клеопатра», «Шехеразада» и др.), А.Я. Головина («Жар-птица») стали открытием в мировой сценографии и, так же как хореография Фокина, воспринимались как новое слово в балетном театре. Балет был не только реабилитирован как искусство, но и стал эстетической силой, воздействовавшей на разные сферы культуры. «Русские сезоны» обозначили начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, а затем Америки и других континентов. Огромный успех антрепризы Дягилева привлёк в балетный театр известных художников и композиторов, как русских, так, несколько позже, и французских. Спектакли антрепризы помогли возрождению балета в странах, имевших свои традиции, а также – его возникновению там, где раньше этого искусства не знали. Каминные часы настольные

«Русский балет Сергея Дягилева» сохранялся как явление русского искусства и после Первой мировой войны 1914–18 и Октябрьской революции 1917. Таким образом, с этого момента можно говорить о существовании русского балета не только на территории советской России, но и за рубежом (хотя пути развития этих двух ветвей русского хореографического искусства были различны), куда эмигрировали после 1917 многие артисты и балетмейстеры. На протяжении 1920–40-х гг. здесь наряду с «Русским балетом Сергея Дягилева» (просуществовавшим до 1929 – год смерти Дягилева) работали также: труппа Павловой (до 1931), а начиная с 1930-х гг.– «Русский балет Монте-Карло», «Русский балет полковника де Базиля» («Оригинальный русский балет») и др., которые тоже сохраняли традиции русского балета, одновременно их по-своему развивая. В этих коллективах ставили спектакли балетмейстеры Фокин, Мясин, Нижинская,Романов, Баланчин и артисты, как приехавшие из России, так и воспитанные за границей эмигрировавшими русскими педагогами (Т.В. Туманова, И.М. Баронова и др.). Долгие годы сохраняя русский репертуар, традиции русской школы, эти коллективы постоянно создавали новые спектакли, нередко обращаясь к явлениям жизни и искусства тех стран, где они работали.

В наше время развитие русской балетной школы продолжается, но, к сожалению, нет той популяризации балетного искусства, которое наблюдалось в 60-е – 80-е годы. Во многом это объясняется тем, что вся культура, а не только балет лишились былой государственной поддержки, обречены повсеместно на «выживание», люди, посвятившие себя служению искусству, во многом являются истинными подвижниками и энтузиастами своей профессии.

Балетные труппы работают во всех музыкальных театрах крупнейших городов России. Только в Москве наиболее известны балетные труппы Большого театра, музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, современный классический балет Василёва и Касаткиной.

Танцовщиков готовят 6 хореографических училищ, среди них Московское хореографическое училище, Санкт-Петербургское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой и училища других городов России, из которых крупнейшее — Пермское училище; балетмейстеров — Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (Москва) и Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.

Балетное искусство в нашей стране по-прежнему отличается идейностью, глубиной содержания, четко выраженной гуманистической направленностью и исканиями в различных направлениях развития классического танца в соединении с народными танцевальными традициями, с современным танцем, наиболее привлекательным для нынешнего зрителя.

С 50-х гг. многие балетные коллективы с успехом гастролируют за рубежом. Опытные хореографы и педагоги выезжают в различные страны, осуществляют постановки, участвуют в создании национальных хореографических школ. Артисты балета многих стран учатся в хореографических училищах и стажируются в лучших театрах России.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Отношение к росписям современников
Благодаря деятельности А.В. Прахова росписи стали хорошо известны публике ещё до их завершения. Е.Д. Поленова в письме Васнецову В.М. из Москвы от 21 октября 1885 года пишет: «На днях приехал сюда Адриан Викторович и привёз Ваши эскизы, в ...

Значение игры как явления культуры
Игра старше культуры, так как понятие культуры в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же, как люди. Все основные ...

Разметка изделия
При разметке геометрической резьбы сначала наносятся основные линии рисунка, а затем и мелкие детали, соответствующие узору. Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же независимо от того, выполняется резьба на заготовк ...