Сайт о культуре и искусстве

Образование и наука

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Образование и наука

Страница 2

Реализацию этих и других мер подхлестывала активно пропагандировавшаяся концепция «западнорусизма», позже подвергнутая острой критике А. Цвикевичем. Апологеты данной концепции не признавали существование самостоятельного и самобытного белорусского этноса и считали белорусов частью (племенем) великорусского народа. Они отрицали само существование белорусской национальной культуры как таковой.

Тем не менее, перемены в общественной жизни, переход к капиталистическим отношениям требовали развития образования, особенно специального. В связи с этим программы учебных заведений перекраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. Их учили выполнять усложняющиеся управленческие функции.

В русле этой политики в 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). На то время она являлась единственным высшим учебным заведением в Беларуси и первой высшей сельскохозяйственной школой в России. В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа, просуществовавшая до 1921 г.

Накануне новой школьной реформы 1860-х гг. в Беларуси насчитывалось уже 576 учебных учреждений всех типов: 12 средних и 45 неполных средних училищ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. В них обучалось около 17 тыс. человек. Новая реформа образования была связана с ускорением социально-экономического развития России, отменой крепостного права и ростом капитализма, а также с вытеснением польского капитала с западных окраин.

В 1863 г. был принят университетский устав, возобновивший автономию университетов. Управление университетами возлагалось на совет профессоров, который выбирал ректора, деканов, создавал новые кафедры и т.д. В то же время в университетах запрещались деятельность студенческих организаций и проведение собраний, митингов, других неофициальных общественно-политических мероприятий.

По времени проведения реформа совпала с подавлением восстания 1863–1864 гг. Массовые репрессии затронули и систему образования. В 1864 г. были закрыты Горы-Горецкий земледельческий институт и 8 средних учебных заведений Виленского учебного округа, в том числе новогрудская гимназия, свислочская и молодечненская прогимназии. Около 2 тыс. учащихся были исключены из школ.

Царизм принял меры по замене местных учителей на выходцев из центральных губерний. В школах запрещалось использование белорусского и польского языков. С 1866 г. в российских высших учебных заведениях была установлена процентная норма для католиков. Система образования все более ориентировалась на воспитание учащихся в духе монархизма, православия и декларированной народности.

Основными типами школ в системе начального образования в сельской местности становились народные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. Часто подобные учебные заведения открывались там, где население соглашалось содержать их за свой счет с помощью органов попечительства и призрения. Размещались эти школы, как правило, не в специальных зданиях, а в приспособленных наемных помещениях, даже в крестьянских домах.

Учителя для начальных учебных заведений готовились в учительских семинариях: молодечненской (1864–1920), полоцкой (1842–1918), Несвижской (1872–1918) и свислочской (1876–1921). Но эти заведения не могли в полной мере удовлетворить потребность в учительских кадрах. К тому же выпускники семинарий не имели права поступать в высшие учебные заведения. В дальнейшем поворот к свертыванию реформ, наметившийся во внутренней политике царизма в 1880-е гг., проявился и в области начального народного образования. Насаждались школы церковного ведомства. В 1884–1899 гг. в 5 западных губерниях было открыто 5814 таких школ, в Могилевской и Минской губерниях они составляли 82–85 % от общего числа начальных школ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Харьковский художественный музей
Харьковский художественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейной коллекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477 ...

Основные герои фильма
сюжет художественный фильм персонаж Основные герои фильма: Лола, Манни, отец Лолы и его любовница, мать Лолы, бомж, охранник, водитель скорой помощи, парень на велосипеде, работница банка, женщина с коляской, монашки, босс Мани, слепая, ...

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...