Сайт о культуре и искусстве

Образование и наука

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Образование и наука

Страница 2

Реализацию этих и других мер подхлестывала активно пропагандировавшаяся концепция «западнорусизма», позже подвергнутая острой критике А. Цвикевичем. Апологеты данной концепции не признавали существование самостоятельного и самобытного белорусского этноса и считали белорусов частью (племенем) великорусского народа. Они отрицали само существование белорусской национальной культуры как таковой.

Тем не менее, перемены в общественной жизни, переход к капиталистическим отношениям требовали развития образования, особенно специального. В связи с этим программы учебных заведений перекраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. Их учили выполнять усложняющиеся управленческие функции.

В русле этой политики в 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). На то время она являлась единственным высшим учебным заведением в Беларуси и первой высшей сельскохозяйственной школой в России. В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа, просуществовавшая до 1921 г.

Накануне новой школьной реформы 1860-х гг. в Беларуси насчитывалось уже 576 учебных учреждений всех типов: 12 средних и 45 неполных средних училищ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. В них обучалось около 17 тыс. человек. Новая реформа образования была связана с ускорением социально-экономического развития России, отменой крепостного права и ростом капитализма, а также с вытеснением польского капитала с западных окраин.

В 1863 г. был принят университетский устав, возобновивший автономию университетов. Управление университетами возлагалось на совет профессоров, который выбирал ректора, деканов, создавал новые кафедры и т.д. В то же время в университетах запрещались деятельность студенческих организаций и проведение собраний, митингов, других неофициальных общественно-политических мероприятий.

По времени проведения реформа совпала с подавлением восстания 1863–1864 гг. Массовые репрессии затронули и систему образования. В 1864 г. были закрыты Горы-Горецкий земледельческий институт и 8 средних учебных заведений Виленского учебного округа, в том числе новогрудская гимназия, свислочская и молодечненская прогимназии. Около 2 тыс. учащихся были исключены из школ.

Царизм принял меры по замене местных учителей на выходцев из центральных губерний. В школах запрещалось использование белорусского и польского языков. С 1866 г. в российских высших учебных заведениях была установлена процентная норма для католиков. Система образования все более ориентировалась на воспитание учащихся в духе монархизма, православия и декларированной народности.

Основными типами школ в системе начального образования в сельской местности становились народные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. Часто подобные учебные заведения открывались там, где население соглашалось содержать их за свой счет с помощью органов попечительства и призрения. Размещались эти школы, как правило, не в специальных зданиях, а в приспособленных наемных помещениях, даже в крестьянских домах.

Учителя для начальных учебных заведений готовились в учительских семинариях: молодечненской (1864–1920), полоцкой (1842–1918), Несвижской (1872–1918) и свислочской (1876–1921). Но эти заведения не могли в полной мере удовлетворить потребность в учительских кадрах. К тому же выпускники семинарий не имели права поступать в высшие учебные заведения. В дальнейшем поворот к свертыванию реформ, наметившийся во внутренней политике царизма в 1880-е гг., проявился и в области начального народного образования. Насаждались школы церковного ведомства. В 1884–1899 гг. в 5 западных губерниях было открыто 5814 таких школ, в Могилевской и Минской губерниях они составляли 82–85 % от общего числа начальных школ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Место искусства в культуре
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Первый вопрос ...

Российский этнографический музей
Российский этнографический музей был основан в 1901 году как этнографический отдел Русского музея. Коллекции музея размещаются в правом флигеле Михайловского дворца, перестроенном в 1900-1911 годах по проекту архитектора В. A. Свиньина в ...

Основные положения и понятия
В жизни все имеет начало, середину и конец. Так и танец. Надо постараться войти в музыку, открыть дверь в мир танца, ощутить этот мир и слиться с ним в гармонии. Танец рождается из музыки. Именно здесь заложено состояние и смысл движений. ...