Сайт о культуре и искусстве

Образование и наука

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Образование и наука

Страница 3

В системе среднего образования Беларуси в конце 1860-х гг. действовали 6 мужских и 4 женские классические гимназии, 2 прогимназии, Горы-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус, 4 духовные семинарии. В них занималось 3265 человек. При этом в конце 1890-х гг. дети крестьян в средних школах составляли только 6,5 % от общего числа учащихся. В 1870–1880-х гг. в Пинске, Минске, Могилеве были открыты реальные училища, дававшие среднее образование с природоведческим и техническим уклоном. До конца XIX в. существенных изменений в среднем образовании на территории Беларуси не произошло. В 1898 г. численность средних учебных заведений увеличилась до 20, а учащихся в них – до 6 тыс.

Начальным образованием в народных училищах и церковноприходских школах в это время было охвачено 216,1 тыс. детей. Удельный вес грамотных людей в Беларуси, названной Северо-Западным краем, составлял на то время всего 25,7 %, а в деревне – 16 %.

В начале XX в. революционные события, с одной стороны, и рост капиталистических отношений – с другой, вызвали некоторые положительные сдвиги в развитии образования. Вместо церковноприходских школ открылись народные училища; был повышен статус городских училищ. Расширилась сеть государственных и частных средних школ – гимназий и реальных училищ. В итоге общая численность школ всех типов в 1914 г. составила 7682, однако в них обучалась только пятая часть детей школьного возраста.

Дальнейшее развитие получило профессиональное образование. В начале 1910 г. в Беларуси действовали 66 железнодорожных, сельскохозяйственных, ремесленных и других специальных школ и училищ. Для взрослого населения открывались воскресные школы, вечерние смены и курсы. Кроме того возникли народные университеты, просветительские рабочие объединения.

Всего накануне Октябрьской революции 1917 г. на территории Беларуси существовали 15 мужских гимназий, 7 реальных училищ, 14 женских гимназий, 3 духовные семинарии, а также Полоцкий кадетский корпус. В 1911–1914 гг. в Витебске работало отделение Московского археологического института. Передовая общественность требовала открыть в Беларуси университет, но до Октябрьской революции этот вопрос не был решен. Для подготовки педагогов в 1909–1916 гг. открыли 5 новых учительских семинарий и 3 учительских института (в Витебске, Минске, Могилеве), но последние не имели статуса ВУЗа.

Большое значение для распространения знаний приобрели библиотеки (публичные, частные, учебных заведений). Только в Полоцкой академии в 1812 г. насчитывалось около 40 тыс. книг, рукописей, королевских грамот, редких изданий. При большинстве гимназий работали книжные магазины. Всего в 1914 г. в Беларуси действовала 851 библиотека с книжным фондом 423 тыс. экз.

Подъем национально-демократического движения в Беларуси привел к усилению внимания к коренной национальной культуре, белорусскому языку, белорусским школам. Педагогические общества и деятели культуры выступали за создание белорусской национальной школы. За обучение на родном языке высказался съезд учителей в Вильно (1907). Среди сельского населения православного вероисповедания получили распространение «тайные» русско-белорусские школы. В них использовались учебники К. Каганца «Першая навука чытання», Тетки «Першае чытанне для дзетак беларусау», Я. Кол аса «Другое чытанне для дзяцей беларусау», а также произведения белорусских писателей.

Значительный вклад в развитие и пропаганду белорусского национального образования и демократической культуры внесли газеты «Мужыцкая прауда» (1862–1863), «Минский листок» (1886–1902), «Витебский листок» (1898–1899), «Белорусская жизнь» (1909–1911), «Беларус» (1913–1915, Вильно), «Северо-Западный край» (1902–1905). Свое первое стихотворение «Мужык» Я. Купала напечатал именно в газете «Северо-Западный край».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Отражение аккадской мифологии в литературных текстах
Проблема разграничения шумерских и аккадских литературных памятников существует и по сей день. За ней стоят вопросы соотношения шумерской и аккадской литератур, степень зависимости последней от первой, в конечном счете – проблема происхож ...

Орден Иисуса во главе контрреформации
орден иисус иезуит культура В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую пропове ...

Художественный дар
Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно тольк ...