Сайт о культуре и искусстве

Ансамбль Лувра

Другое » Градостроительные преобразования Парижа XVIII–IX вв. и характеристика ансамбля Лувра » Ансамбль Лувра

Страница 1

Парижский Лувр сегодня является одним из старейших и, пожалуй, самым богатым музеем мира. Правда, музеем он стал чуть более ста лет назад, а до этого сложный комплекс дворцовых зданий пережил немало преобразований, нередко драматических. На протяжении многих веков Лувр был и крепостью, и тюрьмой, и резиденцией французских королей, и Академией. Само название Лувр созвучно слову «louve» (волчица). Некоторые исследователи считают, что оно происходит от легендарного волчатника, некогда располагавшегося в этой местности. Правда, существует и другое мнение: здесь был не сам волчатник, а участок, где натаскивали собак для охоты на волков.

Исторический Лувр впервые упоминается в хрониках конца XII века. Тогда на этом месте стояла одна из парижских крепостей, воздвигнутая королем Филиппом Августом около 1190 г. и служившая для защиты северо-западных подступов к острову Сите. В XIII в. крепость была перестроена королем Карлом V, а уже к XIV в. она была окружена десятком башен, самая древняя из которых служила тюрьмой и надежной королевской сокровищницей. Таким образом, Лувр превратился в средневековый замок: массивные круглые башни с зубчатым верхом, мощные стены с небольшими оконными проемами, стрельчатые своды.

Правда, тот средневековый замок до наших дней не сохранился. Значительная часть его была снесена в XVI в., когда по приказу короля Франциска I начали строить новый дворец. В 1546 г. король поручил архитектору Пьеру Леско коренным образом перестроить оставшуюся часть замка в соответствии с изменившимися требованиями придворного быта и художественного вкуса. Пьер Леско в творческом содружестве со скульптором Жаном Гужоном разработали не совсем обычный проект: на месте донжона предполагалось создать эффектный дворец в форме замкнутого каре с фасадами, щедро украшенными декоративной скульптурой.

В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635—1638 годах корпус для герцога Орлеанского – брата короля Людовика XIII. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов.

Выравнивание системы ордеров по горизонтальным уровням, проходящим через весь объем здания, свидетельствует не только о продолжающемся упорядочивании архитектурного мышления вообще, но и о специфике таланта мастера. Зодчий определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику.

В Орлеанском корпусе замка Блуа присутствует еще один признак приближения качественно новой стадии развития французской архитектуры. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной, и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления.

Таким образом, к 1680 г. вокруг большой площади уже были выстроены основные здания королевского дворца. Но в 1678 г. двор перебрался в Версаль, с этого времени все свободные средства стали уходить на возведение загородной резиденции. А Лувр на долгие годы опустел, и порой в его залах даже жили бедные парижане, остававшиеся без крова [4, c. 76]. Дальнейшее развитие Луврского комплекса относится уже ко времени Наполеона Бонапарта, возобновившего реставрацию дворцового ансамбля. Любимые архитекторы императора Персье и Фонтен с целью гармоничного объединения Лувра и Тюильри возвели вдоль улицы Риволи так называемый Корпус Наполеона, или Северную галерею, располагавшуюся почти параллельно Большой галерее.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Творчество Филиппа Малявина
Русское искусство конца XIX—начала XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие ...

Значение деятельности аббата Сугерия
готический стиль витраж Считается, что искусство готики зародилось в маленьком государстве, которое уже к тому времени называлось – Франция. Его границы охватывали территорию от Компьена до Буржа, и центром этого королевства был город Па ...

Культурная политика
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаган ...