Сайт о культуре и искусстве

Зарождение и развитие пейзажа в мировой живописи

Другое » Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук » Зарождение и развитие пейзажа в мировой живописи

Страница 1

В переводе с французского слово «пейзаж» - (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. История этого жанра насчитывает уже несколько тысячелетий, так как первые элементы пейзажа в наскальной живописи ученые относят к эпохе неолита. Например, работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека.

Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи довольно часто встречается в гробницах правителей Древнего Египта. Например, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.

Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ (пр. 5).Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей. И ключевой фигурой в истории западного искусства стал Джотто ди Бондоне. Он преодолел иконописную традицию, став подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства (пр.6).

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Для живописи эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Но всё же художники этой эпохи, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы и, в том числе, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, передать характер изображённого человека, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, которая была наполнена условностями в изображении.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Римские артели
В конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов), которые создавали церкви, монастыри, замки среди сельского ландшафта на холме или на возвышенном берегу реки. В ранний период не только жилые дома, но м ...

Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...

Организационные основы охраны национального культурного наследия
Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мир ...