Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 2

В XV в. в искусстве Италии происходили решительные перемены, связанные с окончательной победой ренессансного мировосприятия. Отличия в экономическом и культурном развитии отдельных районов Италии обусловили многочисленность художественных школ, сформировавшихся в разных культурных центрах. Особой плодотворностью отличалась творческая деятельность мастеров Флоренции, ярко демонстрировавшая универсальность народившейся культуры.

Архитектура. Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль. Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мария дель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).

Обращаясь за опытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377–1446) внимательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но, позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), он создал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу, изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедале дельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивлении материала.

По широте знаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404–1472) можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах («О статуе», «О живописи», «Десять книг о зодчестве» и др.), философских и литературных произведениях Альберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.

Искусство. Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей в это время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавались величественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировала живопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительно отказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античное наследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец «Давида», «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».

Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.

Мазаччо (1401–1428) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательны фрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви Санта-Мария дель Кармине. Фигуры на них отличаются совершенством и материальной мощью телесных форм, а художественный язык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччо разработал и широко использовал принципы математически выверенной прямой перспективы, в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло («Битва при Сан-Романо»).

Искусство Сандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.

Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).

Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Художественный дар
Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно тольк ...

Скульптура периода республики
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но есл ...

Попытки определения мистики
Невозможно представить себе изначальное восхождение к знанию тайноведения, античную культуру – без мистерий, средевиковье – без гностической эзотерики. Мистика – исторически давний и разноликий феномен. Она вплетена в ткань исторической к ...