Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 1

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.

Важное значение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имели античные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и Древнего Рима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использовать латынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиеся античные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому не без основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, и возрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческим оправданием национального единения.

Литература. Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери (1265–1321) – автора первой в истории западноевропейской литературы автобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной на художественно переработанном вольгаре (вследствие чего Данте считается одним из создателей итальянского литературного языка) бессмертной поэмы «Божественная комедия». Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду, чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемости изменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.

Важные изменения в области литературы и филологии были связаны с органичным включением античных литературных традиций в позднехристианскую систему ценностей. Эту задачу Решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.

Побудительными мотивами творчества Франческо Петрарки (1304– 1374) стали интерес к античности, реабилитация языческой литературы. Он считал, что христианская мудрость сделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучением литературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии, но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древних авторов.

Современником и единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375). В античной культуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогия языческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов, внеся свой порядок в древний пантеон богов. В вопросе о системе знания Боккаччо на одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению, также занимается высшими вопросами. В совершенстве владея греческим языком и классической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанном вольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературного итальянского языка. Как писатель, Боккаччо был известен своими глубоко психологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется «Декамерон».

Искусство. В изобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчеству флорентийского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), положившего начало пересмотру средневековой концепции живописи.

Во фресках Джотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе) появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображение фигур на плоскости. Его живописные произведения уже не просто отражали отвлеченные идеи, а являлись приближенными к повседневности рассказами о жизни святых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческими чувствами.

В период Раннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессансной системы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве, теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики, математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение, благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции. Обогащая идеи Петрарки и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.) внедряло в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивало ренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службу человеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в котором нарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные и религиозные жанры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компоненто ...

Символы и язык
Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о прав ...

Хроматические цвета
Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики. Художественное освоение цвета пред ...