Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 1

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.

Важное значение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имели античные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и Древнего Рима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использовать латынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиеся античные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому не без основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, и возрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческим оправданием национального единения.

Литература. Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери (1265–1321) – автора первой в истории западноевропейской литературы автобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной на художественно переработанном вольгаре (вследствие чего Данте считается одним из создателей итальянского литературного языка) бессмертной поэмы «Божественная комедия». Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду, чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемости изменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.

Важные изменения в области литературы и филологии были связаны с органичным включением античных литературных традиций в позднехристианскую систему ценностей. Эту задачу Решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.

Побудительными мотивами творчества Франческо Петрарки (1304– 1374) стали интерес к античности, реабилитация языческой литературы. Он считал, что христианская мудрость сделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучением литературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии, но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древних авторов.

Современником и единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375). В античной культуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогия языческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов, внеся свой порядок в древний пантеон богов. В вопросе о системе знания Боккаччо на одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению, также занимается высшими вопросами. В совершенстве владея греческим языком и классической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанном вольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературного итальянского языка. Как писатель, Боккаччо был известен своими глубоко психологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется «Декамерон».

Искусство. В изобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчеству флорентийского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), положившего начало пересмотру средневековой концепции живописи.

Во фресках Джотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе) появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображение фигур на плоскости. Его живописные произведения уже не просто отражали отвлеченные идеи, а являлись приближенными к повседневности рассказами о жизни святых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческими чувствами.

В период Раннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессансной системы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве, теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики, математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение, благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции. Обогащая идеи Петрарки и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.) внедряло в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивало ренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службу человеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в котором нарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные и религиозные жанры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

История Кижского архитектурного ансамбля
Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). ...

Миф в культуре: формы присутствия
Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял ...