Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура эпохи Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса. Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.

Экономические и социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италии ренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивался экономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в котором достойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг. Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранее проявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались в процессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового, нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность, неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей и обогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий, создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественного вмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая в культуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу ряда демиургических функций от Создателя человеку-творцу.

Развитие нового типа культуры стимулировали итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти. Они не признавали «естественного права» сеньора, заменяя его сознательным социально-политическим соглашением равноправных горожан. Равноправие не затрагивало социальные различия, а предполагало равенство возможностей и не только не возбраняло, но даже требовало от личностей проявлять индивидуальную инициативу, самостоятельную активность, предприимчивость, направленную на увеличение богатства.

Духовные истоки культуры Возрождения надо искать, конечно же, в античности, но и религиозный, интеллектуальный, художественный опыт средневековья не был полностью отброшен. Известно, что итальянские гуманисты восставали против умозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии. Однако не следует также забывать о том, что христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе. По-разному складывались отношения между деятелями Возрождения и церковью; сотрудничество порой сменялось открытым противостоянием. Развивая светские элементы культуры, они не отказывались от категорий возвышенного и одухотворенного. Наоборот, именно устремленность к возвышенному задавала тон творчеству литераторов и художников Ренессанса. Возрождение не было атеистической эпохой, но оно впервые обнажило противоположность между религией и наукой, преобразило само религиозное мировоззрение.

Важнейшей предпосылкой развития ренессансных представлений явилось стремление к научному познанию природы, идейное обоснование которого можно найти в доктрине двойной истины: «истины веры», источником которой может быть только религиозное откровение, и «истины знания», опирающейся на опытно-экспериментальное исследование и теоретическое обобщение.

Полученное опытным путем знание было еще не вполне системно организованным, а скорее выражало стремление человека разносторонне исследовать природу, чтобы подчинить ее своим интересам. В представлениях о мироустройстве произошли достаточно серьезные изменения. В ренессансном мировоззрении утверждалась идея концентрации всего сущего в человеке, ему отводилось промежуточное положение между миром земным и миром небесным. Движущими силами, пронизывающими все мировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. В философских представлениях той эпохи особое место занимала идея единства макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека). Языку зарождавшейся науки, нацеленному на постижение универсума, были свойственны метафоричность и особая смыслообразность, а синтетическое мышление еще не освободилось от магических практик, алхимии, нумерологии и т.п.

Отказываясь от средневековой системы ценностей, деятели культуры Возрождения видели свою задачу в возвращении к античным идеалам. Назревшая необходимость в преобразовании системы ценностей определила интерес к древности. Античность, взятая в небывалом по своему масштабу измерении, вообще выступала идеалом, универсальным образцом для подражания, неисчерпаемым источником и верным ориентиром для создания новых форм как в литературном языке (древняя латынь), так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.п. Античные идеи не просто соседствовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, но и тесно взаимодействовали с ними, в результате чего зарождалось новое видение мира. Возрожденная античность была своего рода зеркалом, отражающим те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознавала саму себя, выявляла собственное своеобразие на фоне традиционных христианских представлений.

Экономические и социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокие идеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренчески переосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явился человек как свободная, деятельная, творческая Индивидуальность. Антропоцентризм – доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только в связи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом от средневекового теоцентризма ренессансный Человек был поставлен перед необходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось как проблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.

Важно заметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центр мироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивал божественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смысл возрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственным основанием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритета теологизированных норм и ценностей.

Среди неотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан той ценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии и средневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в. окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также для ретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения.

Важными чертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральной оценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаяся на свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала, служащая благу других людей.

В возвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чем полнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развит и более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая черта мировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.

Энциклопедизм, в свою очередь, сочетался с такой особенностью культуры Возрождения, как единство научной и художественной культур. Еще во времена средневековья науки входили в систему «семи свободных искусств». Искусство же в ренессансном понимании этого слова, будучи профессионально-художественной, а не ремесленной деятельностью, широко использовало методы точных наук и само претендовало на целостное познание мира, объединение всех форм творчества.

Особенно большое внимание уделялось при этом анатомии, позволявшей проникнуть во внутреннее строение человека. Математика и геометрия рассматривались как дисциплины, при помощи которых можно постигнуть объективную сущность красоты (вспомним, что и эта идея заимствована из античности, где число служило основанием мировой гармонии). В средние века считали, что наиболее совершенным способом познания являются слух и умозрение. Художники Возрождения самую точную информацию о мире получали благодаря зрению. Леонардо да Винчи говорил, что только натренированный глаз художника может увидеть массу подробностей, скрытых от умозрительной теории. Он и другие носители интегрального знания повлияли на приумножение форм опытно-экспериментального изучения природных процессов в науке Нового времени.

Рекомендуем также:

Романский стиль
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это назв ...

Храмы Самары
Недавно для нашей группы была организована экскурсия по храмам Самары. На ней нам рассказали много интересного про духовное начало нашего города. Мы объехали несколько красивейших храмов. Каждая остановка вызывала у всех ребят разные чувс ...

Среднее царство
В последние века III тысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельные области (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства. По ...