Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 5

Джорджоне (1476 или 1477–1510) первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературные темы, писал портреты и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является «Спящая Венера» . Художник стремился к воплощению единства рационалистического и чувственного в художественных образах, к их психологической выразительности. Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведений мастера («Гроза», «Юдифь»), Мотоблок купить хускварна

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школы живописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной и многогранностью. Тициан работал в разных жанрах, выбирая темы в широком диапазоне – от лирических («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»), «Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручив организующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.

Бунтарское искусство Тинторетто (1518–1594) отличают необузданность чувств, ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека. Сын красильщика шелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа. Сакральные события художник Представлял в земных образах. Художественная программа Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимального психологического напряжения. В зрелый период он искусно передавал взволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощи многообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков и бурной композиции («Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).

В период Позднего Возрождения реакцией на обострившиеся социально-экономические противоречия явились уравнительно-коммунистические утопии (наиболее известная – «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы). В них проповедовались идеи имущественного равенства, обязательного для всех физического труда, унифицированного образования. Их предварила «Утопия» Томаса Мора.

Литературе той поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическое развертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучные лирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространение получил жанр автобиографии. Вершиной поэзии Позднего Возрождения считают творчество Торквато Тассо.

В театре Позднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали (идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) и комедия дель арте.

В середине XVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм как течение, отразившее кризисные явления в культуре Позднего Возрождения и обозначившее отход от ренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человек понимался как совершенное творение природы. Живописи маньеристов были присущи деформация композиции и фигур, драматические образы, необычайная выразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо «Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо «Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр и Павел». В дальнейшем подчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция, определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение в стиле барокко.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем также:

Первое советское звуковое кино
В царской России, как и в других капиталистических странах, киноискусство, служило, прежде всего, средством обогащения предпринимателей. Экран в основном заполняли детективные (приключенческие) картины, пошлые драмы и романы. Прогрессивн ...

Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...

Живописные приемы импрессионизма
В противовес академистам" импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т.п.) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных комп ...