Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 4

На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.

Музыка. Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).

Архитектура и искусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.

В Риме развернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.

Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.

Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-

Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.

Среди североитальянских городов высоким уровнем и своеобразием культуры выделялась Венеция. Особенности венецианской художественной школы не в последнюю очередь были обусловлены природным ландшафтом. В городе, построенном на воде, солнечные блики, отраженные морем, усиливали краски дня. Влажный воздух создавал марево, в котором контуры предметов расплывались, приобретая некий мистический оттенок. Вместе с тем Венеция была городом торговцев, прагматичный характер которых не позволял венецианским художникам витать в заоблачной выси. Жизнь богатого города со множеством веселых карнавалов, шумных пиров, несомненно, откладывала отпечаток на художественном сознании жителей. У Венеции существовали длительные и прочные связи с культурой Византии. Но влияние готики, Византии, арабов, античности (оно проступало здесь рельефно как синтез стилей) венецианцы смогли обратить в собственную оригинальную художественную традицию, которая в дальнейшем сказалась на искусстве Нового времени. Известными представителями венецианской колористической живописной школы были Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Трое из них открывают период Позднего Возрождения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Синтетические виды искусства
Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сю ...

Романтизм
Конец 17 – 1-я пол. 19в. заставляет античную традицию европейской культуры сдаться. В литературе, поэзии, музыке, изобразительных искусствах этот переход представлен появлением нового стиля – романтизма. Он рождался в активной литературн ...

Методология культурологических исследований
Различные подходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литературе, что позволяет нам не останавливаться специально на этих вопросах. Однако следует различать понятия «подход» и «ме ...