Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Другое » Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Страница 1

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. С его именем с самого начала так называемой перестройки связывались процессы гласности и демократизации, охватившие страну. Передовая белорусская интеллигенция выступила за развитие национальной культуры, широкое распространение белорусского языка. В дальнейшем движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационное самоопределение усилилось и пошло по сложной траектории в связи с начавшимися процессами распада СССР.

Переход к независимости. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете, а 25 августа 1991 г. Пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». С сентября 1991 г. страна стала называться Республика Беларусь, в декабре этого же года была юридически закреплена ее государственная независимость. В 1994 г. в Беларуси введена президентская форма правления. Кардинальные перемены значительно ускорили национально-культурное развитие, укрепили экономическое положение и международный авторитет нашего государства, что позволило Беларуси более активно и самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику.

26 января 1990 г. был принят Закон «О языках в Белорусской ССР», придавший белорусскому языку статус государственного и дополненный 20 сентября 1990 г. Государственной программой развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. Согласно результатам проведенного в мае 1995 г. республиканского референдума государственная символика была законодательно изменена, а русский язык наряду с белорусским приобрел статус государственного языка. Были приняты другие законы, направленные на развитие национальной культуры, и прежде всего «О культуре в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах» и «Об охране и сбережении историко-культурного наследия».

Законодательная, политическая и экономическая поддержка позволила белорусской культуре стать более мобильной и открытой. В новых условиях развивались разные литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание, происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободе творчества и вероисповедания.

Рост гласности и плюрализма мнений стимулировал пересмотр старых стереотипов в оценках исторического развития России и Беларуси. Стала очевидной неоднозначность протекавших в БССР социально-экономических, политических и культурных процессов.

Граждане Беларуси познакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежных авторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть так называемые полочные кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы «катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстро распространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение к белорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Это позволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, ее культурными достижениями.

Перестроечные процессы коснулись также отношения к верующим и к религии в целом. Законодательно была установлена свобода вероисповедания, культовые здания, ранее отнятые у церкви, постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий были отреставрированы. Среди них костел Святой Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалены в Минске, Николаевская церковь в Брестской крепости. Отдельные храмы, представляющие историческую ценность, отстроены заново.

По существу, впервые за многие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Это стало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики, вульгарного атеизма. Активизировалась деятельность различных конфессий и религиозной общественности.

В 2002 г. в республике уже действовали 2913 религиозных общин 26 конфессиональных направлений. По числу верующих в Беларуси доминирует православная церковь, на втором месте – католическая.

Новое в образовании. Перестроечные процессы требовали радикальных перемен в различных сферах. Новые веяния проникли и в сферу образования и воспитания. Пересматривались учебные планы и программы. Претерпел изменения цикл социально-гуманитарных наук. Издавались новые учебники, пособия, курсы лекций. Вышла из печати шеститомная «Энцыклапедыя гicтopыi Беларуси», появились новые газеты и журналы: «Спадчына», «Беларускi гiстарычны часопiс», «Беларуская Miнуушчына», «Беларуская думка», «Роднае слова», «Культура», «Мастацтва», «Немига литературная» и др.

В республике открылись новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, академии), а также негосударственные учебные заведения, прежде всего высшие. «Высший государственный колледж связи», «Минский государственный высший авиационный колледж», «Минский государственный высший радиотехнический колледж» получили статус ВУЗов. В годы перестройки и независимого развития многие институты были преобразованы в университеты и академии. Были открыты Барановичский государственный университет (2004) и Полесский государственный университет (Пинск, 2006). Республика Беларусь принадлежит к числу самых образованных европейских стран. По количеству студентов, приходящихся на каждые 10000 населения, страна вышла на показатели, достигнутые Германией, Швецией, Финляндией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Компьютерное искусство
Компьютерное искусство (цифровое искусство, дигитальное искусство) — творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме. ...

Аккадский пантеон. Космологическая поэма «Энума Элиш»
Результаты раскопок древнешумерийских городов дали возможность выдвинуть проблему взаимодействия между культурой шумерийцев и культурой семитов Аккада. Целый ряд исследователей, изучавших историю и культуру Шумера, пришел к убеждению, Что ...

Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место и роль человека в религии и искусстве
I Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Хронологические рамки существования Древнего Египта как с играющей значимую роль в историческом процессе цивилизации – IV–III тыс. д. н.э. – рубеж н.э. Зарождение египет ...