Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Другое » Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Страница 5

В Национальном академическом драматическом русском театре им. М. Горького режиссерами В. Маслюком и Б. Луценко были поставлены спектакли «Знак беды» (по В. Быкову), «Ночные карлики и Антигона» (по пьесе Л. Разумовской), «Амфитрион» (по мотивам древнегреческих мифов), «Христос и Антихрист» (по Д. Мережковскому), «Калигула» (по А. Камю).

Бурное время вызвало к жизни многочисленные театральные студии. Некоторые из них окрепли и стали профессиональными театральными коллективами. На базе небольших специализированных студий выросли

Минский государственный молодежный театр, театр-студия «Жест», театр-студия «Абзац», театр драмы «Дзе – я?», Малый театр в Минске.

В 1991 г. премьерой спектакля-абсурда по пьесе Н. Ареховского «Куку» открылся театр-лаборатория национальной драматургии «Вольная сцэна» (реж. В. Мазынский). Здесь ставились спектакли «Барбара Радзiвiл» Р. Боровиковой, «Павалiуся нехта» (по В. Голубку и Л. Родевичу). В последующем он был реорганизован в Республиканский театр белорусской драматургии (худ. рук. В. Анисенко), постановки которого «Адэль» Е. Таганова, «Чернобыльская малiтва» С. Алексиевич и другие пользуются популярностью у зрителя.

Возросла слава Государственного академического театра оперы и балета Республики Беларусь. К числу наиболее интересных спектаклей принадлежат «Дикая охота короля Стаха» B. Солтана (по В. Короткевичу), «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани, «Князь Новоградский» А. Бондаренко, «Спартак» А. Хачатуряна, «Болеро» М. Равеля, «Война и мир» C. Прокофьева, «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, «Фауст» А. Радзивилла. Театр много гастролирует. За рубежом получила широкую известность балетная труппа во главе с главным балетмейстером Валентином Елизарьевым. После реконструкции здания и прилегающей территории театр стал больше соответствовать замыслу архитектора И. Лангбарда и приобрел много новых поклонников.

Большой успех выпал на долю балета «Страсти». Его создателям в 1996 г. была присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Кроме того, Международная ассоциация в Париже, действующая под эгидой ЮНЕСКО, назвала «Страсти» лучшей мировой балетной постановкой 1995 г.

Продолжает творческие поиски и Государственный театр музыкальной комедии. На его сцене поставлены, в частности, спектакли «Джулия», «Стакан воды», «Холопка», «Хелло, Долли!», «Марица». Он заложил основу для создания в 1991 г. Детского музыкального театра, в 1992 г. – хореографического коллектива «Минск-балет».

Таким образом, театральная жизнь республики в годы общественных перемен развивалась динамично и на современном этапе, несмотря на финансовые трудности, отличается репертуарным разнообразием. Произошел поворот к национальной драматургии, возросло мастерство актеров, расширился диапазон зарубежных гастролей, появились новые оригинальные коллективы, непрерывно идет поиск нового. Большие города пережили своеобразный «бум» театрального творчества.

Музыка. В области классической музыки ведущим жанром остается симфония. В последние годы прозвучали 8-я Симфония Д. Смольского, 2-я Симфония В. Доморацкого, камерная симфония В. Войтика «Последняя осень поэта», 4-я симфония «Куропаты» К. Тесакова, опера «Птах» О. Залетнева (по мотивам драматического финала жизни А. Мицкевича). Замечательные песни и романсы пишет Д. Долгалев. Он – автор оригинальной симфо-рок-оперы «Огонь Прометея».

Виртуозно исполняет оперные арии, эстрадные песни, романсы, произведения других музыкальных жанров (с участием зарубежных знаменитостей) Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарыкина, основанный в 2002 г.

Большую работу по развитию и распространению отечественной эстрадной музыки проводит Государственный концертный оркестр Беларуси под руководством Михаила Финберга, созданный в 1987 г.

В 1992 г. начал свою деятельность концертный коллектив «Белорусская капелла», возглавляемый В. Скоробогатовым. Он возродил и донес до современных слушателей целые пласты «шляхетской музыки», стал «проводником» в истории национальной музыкальной культуры.

Виктор Скоробогатов – талантливый оперный певец, один из тех, кто вернул нам мелодии предков. Он – автор книги «Зайгралi спадчынныя куранты», в которой, по существу, впервые предпринята попытка системного исследования белорусского музыкального наследия разных столетий. «Белорусская капелла» восстанавливает отечественное музыкальное наследие – как религиозные произведения, так и светскую музыку (оперы, полонезы, любовные песни и танцы).

Его самые способные ученики – певец Юрий Городецкий и певец-композитор Петр Елфимов – профессионально исполняют классические и современные произведения вокального жанра.

Успешно осуществляют многогранную концертную деятельность Государственный камерный хор Беларуси, Белорусский государственный академический хор телерадиокомпании, Академический народный хор им. Г. Цитовича, Академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, государственный ансамбль народной музыки «Свята». Плодотворно работают композиторы-песенники О. Елисеенков, И. Лученок, Э. Зарицкий, Л. Захлевный, 3. Евтухович и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Основная сюжетика витража
Считается, что церковь является тем местом, где происходит общение между миром небесным и миром земным. В большинстве стран положение церкви и государства различалось в экономическом отношении, но, несмотря на это, они были тесно связаны. ...

Новые направления ХIХ века
Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. ...

Время Антонинов
Высокое экономическое развитие Римской империи привело к тому, что город Рим стал экономическим, культурным и политическим центром огромной державы. После убийства Домициана и объявления его "тираном", что влекло за собой уничт ...