Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Другое » Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Страница 7

Реформированные с учетом требований артрынка и вкусов, ценностных ориентаций различных социальных слоев учреждения культуры обогащали и разнообразили формы и способы приобщения их представителей к лучшим достижениям национального и мирового культурного наследия, инновационным образцам художественной деятельности. Появились новые творческие коллективы, студии-театры, негосударственные предприятия культуры современного типа, активизировалось возрождение традиционных праздников, обрядов, художественных ремесел. Серьезной реформе подверглась система образования и воспитания.

Следует еще раз подчеркнуть высказанную в восьмой главе мысль о том, что в обозримом будущем произойдет все более тесное сближение национальных культур, функционирующих на территории Беларуси, активизируется их полилог, многосторонний процесс взаимного преобразования и частичной гибридизации. Нельзя не согласиться и с предположением о том, что направленность и ускорение данному процессу придаст углубляющаяся конвергенция титульной белорусской культуры с (метропольской и диаспорной) русской культурой. Этому будет способствовать -имеющее глубокие исторические корни единение Беларуси с Россией. Важно добиться увеличения в доминирующей межнациональной культурной форме и соответствующем синтезированном белорусско-русском менталитете удельного веса белорусского компонента («беларускасцi»), а также в целом обеспечить возрастание роли коренной национальной культуры в качестве стилевой основы общенациональной культуры и цивилизации и как посредника в разнообразных межкультурных коммуникациях.

Вся история белорусской культуры (дополнительный свет на нее проливают работы Э.К. Дорошевича, В.М. Конона, А.И. Смолика, С.А. Порошкова, А.Ф. Рогалева и др.) свидетельствует о том, что с самого

начала она развивалась в тесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и Западной Европы. На каждом историческом этапе на белорусской земле появлялись крупные деятели культуры европейского и мирового масштаба. И сегодня отечественную культуру украшают созвездия творческих личностей; талантливые ученые, яркие мастера искусства достойно представляют ее на родине и за рубежом.

На долю белорусской культуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, разграбление накопленных ценностей завоевателями, угрозы ассимиляции), но каждый раз она выходила из кризиса. В особенно трудные периоды ее развитие замедлялось, осложнялось, но никогда не останавливалось. История, подчеркиваем, распорядилась таким образом, что белорусская культура продолжает эволюционировать как органическая часть общенациональной (полинациональной, отчасти полигибридной) культуры Беларуси, продолжая оставаться испытанным союзником русской культуры.

Благоприятные условия для расцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике после провозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости. Процесс социально-культурных преобразований приобрел новое качество в связи с начавшимся в середине 90-х гг. экономическим подъемом белорусского общества. Получает поддержку коренная национальная культура, разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются и восстанавливаются памятники, строятся новые объекты культуры; совершенствуются сложившиеся формы образования, верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции. Значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих форумах, фестивалях, музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями или дипломантами.

Сегодня актуальной является задача повышения творческого уровня камерного и эстрадного искусства при уменьшении доли вестернизированного китча на телевидении и в других средствах аудиовизуальной коммуникации. Как уже указывалось в первом разделе учебного пособия, его (китча) чрезмерное распространение оказывает негативное влияние на различные социальные аудитории (особенно на молодежь), отрицательно сказывается на развитии белорусской культуры и других национальных культур, искажая и «размывая» их стилевые особенности и самобытные черты.

Для успешного решения вышеуказанных проблем требуется объединение созидательных усилий институтов государства и гражданского общества в процессе проведения целенаправленной перспективной культурной политики.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Рекомендуем также:

Реализм
Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм. Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет собой конкретно- ...

Хипстеры
По составу втянутых в орбиту этой субкультуры людей можно с уверенностью сказать - для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений. В сороковые все те, кто «не с ними» по тем или иным причинам, мог c полным правом счи ...

Соотношение канона образа и символа в древнеегипетской культуре
Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности ...