Сайт о культуре и искусстве

Социальное партнерство библиотек

Другое » Методы продвижения чтения в детских библиотеках » Социальное партнерство библиотек

Страница 5

Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к ее решению. Тем не менее, все они преследуют одни и те же цели: сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития как отдельной личности, так и общества в целом. Во всех странах существует тенденция к объединению усилий государства и различных общественных организаций, т. к. наиболее эффективная работа возможна только в тесном взаимодействии.[10]

Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15-20 лет, свидетельствуют о явном сужении сферы чтения, утрате широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение того, что читают дети и подростки и т.п. Это, впрочем, вполне соотносится с общемировой тенденцией. Так же, как и во многих развитых странах мира, российские специалисты пытаются противостоять негативным явлениям. Однако, к сожалению, в отличие от стран, где существует традиция государственной поддержки чтения, современная государственная политика России в этой области только формируется. Как правило, государство пока поддерживает (прежде всего, финансово) «статусные» мероприятия (фестивали, ярмарки, книжные салоны и т.п.), адресованные, по сути дела, прежде всего издателям, книготорговцам, библиотекарям и др. специалистам в области чтения; при этом проблемы интересов и потребностей самих читателей остаются в тени. Между тем, именно в ориентации на читателя заключается суть успеха британской концепции развития и поддержки чтения, признанной одной из наиболее эффективных в мировой практике.

Следует сказать, что в советской России (СССР) существовал значительный исторический опыт участия государства в распространении чтения. Наиболее массовая кампания прошла практически сразу после революции 1917г., а затем в 30-е гг. в рамках борьбы с неграмотностью. «Недели», «месячники» пропаганды книги и библиотеки шли под лозунгом «Книгу с массы». Все эти кампании, возглавляемые, естественно, государством, носили в тот период и по содержанию и по форме ярко выраженный идеологический характер и рассматривали библиотеку и книгу преимущественно как «орудие политической борьбы», а собственно чтение – как способ включения в нее населения.

В 60-х годах в силу многих причин проблема привлечения к чтению снова оказалась в центре внимания государства. Но и в этот, конечно, уже значительно менее идеологизированный период книга, чтение рассматривались, прежде всего, как средство участия в «строительстве будущего» и т.д. В деятельности библиотек делался акцент на проведении массовых мероприятий. Во многом, эти мероприятия носили формальный характер, хотя, конечно, были и очень интересные встречи с писателями, были читательские конференции, заседания литературных клубов и т.п. Однако все эти мероприятия были направлены, как правило, тем, кто уже являлся читателем библиотеки.

Новое время принесло и новые проблемы, и новые возможности. Освобождение от идеологических задач позволило библиотекам посмотреть на проблему привлечения к чтению не с прагматической, как это было раньше, а с гуманистической позиции: показать ценность чтения для развития не только общества, но и, прежде всего, для формирования личности.

В годы «перестройки» российские библиотеки (особенно публичные) пережили кризис, связанный с уходом («исходом») читателя из библиотек. Библиотекарям пришлось многое переосмыслить, внести организационные изменения в работу библиотек, осознать свою общественную миссию, стать более активными, а также познакомиться с опытом работы библиотек других стран; другого пути, чтобы вернуть в библиотеку читателя, который также заметно изменился, не было. Впервые за многие годы российские библиотеки столкнулись с таким явлением, как «нечтение», корни которого лежат глубоко в социальной «почве»: в маргинальности взрослых, в заброшенности детей и т.д.

Решая свою профессиональную задачу – привлекая читателя в библиотеку – российские библиотекари поняли , что привлечение человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, к чтению, к жизни библиотеки, может значительно улучшить его положение в социуме, а также смягчить многие обострившиеся местные проблемы (например, проблемы социальной адаптации мигрантов, сирот, инвалидов и др). Было также осмыслено, что для развития личности, особенно юной, чтение имеет преимущество по сравнению с аудиовизуальной культурой. В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор – пропаганда) самих книг ( их авторов, тех или иных тем, составление библиографических списков, баз данных и т.д.), вслед за библиотеками других стран начинает выдвигать в качестве важнейшей и свою другую задачу – развитие самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как к удовольствию; здесь существенную роль начинает играть привлекательный облик библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...

Английский кинематограф
Английский кинематограф в послевоенный период можно разделить на два направления: классическое кино и кино абсурда. К классическому английскому кино относятся фильмы на исторические темы и различная экранизация классики. Величайшими режи ...