Пища
В начале трапезы всегда возносились молитвы богам. Сразу после обеда, во время десерта или немного погодя — вечером, следовала попойка, во время которой пили, беседовали и развлекались. Эти попойки очень скоро приобрели характер грубых оргий. Редко кто из участников ее развлекался серьезной беседой. Обыкновенно на таком пиру очень скоро являлись певцы, певицы и всякого рода музыканты. Иногда хозяин читал свои стихи или просил прочесть стихи собственного сочинения кого-нибудь из гостей. Для увеселения собравшихся призывались комедианты, мимы, шуты, фокусники, танцовщицы и даже гладиаторы; играли также в кости.
В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.
Помимо зерновых и бобовых культур, овощей и фруктов, использовались также кисломолочные продукты. В вот мясо употребляли довольно редко. Обычно для этого забивали больных или старых домашних животных, непригодных к работе на полях. В любом случае мясо было очень твёрдым, его редко жарили, а долго разваривали в бульоне.Хлеб и крупы были главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши, такие, как маза - смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон - смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Обильно использовались фасоль и другие бобовые растения.
Национальным супом древних римлян был борщ - специально для него выращивали много капусты и свёклы. Даже великий поэт Гораций считал своим основным делом выращивание капусты. Впоследствии этот прекрасный суп распространился среди многих народов мира.
Завтрак и обед проходили очень быстро, а ужину уделяли большое внимание. К нему собиралась вся семья. Обычно, подавался суп из бобовых, молоко, сыры, свежие фрукты, а также зелёные оливки в рассоле и паста из чёрных оливок. В последствии, на римских столах появился хлеб, а в богатых семьях - омары и устрицы. Поскольку говядина была большой редкостью, в изобилии использовали дичь, лягушек и улиток.
Хлеб в древнем Риме был трёх сортов. Первый - чёрный хлеб или panis plebeius, для бедняков, второй - panis secundarius, белый хлеб, но низкого качества. Часто населению раздавали зерно, муку или уже выпеченный хлеб. Третий же - panis candidus - белый хлеб высокого качества для римской знати.
Нужно отметить, что основная масса жителей древнего Рима не имела тех возможностей, которыми располагали богатые римские вельможи, поэтому плебеи чаще всего покупали еду у бродячих продавцов. Обычно это были оливки, рыба в рассоле, своеобразный шашлык из диких птиц, варёные осьминоги, фрукты и сыр. Обед бедняка состоял из куска хлеба, небольших кусочков солёной рыбы, воды или очень дешёвого вина низкого качества.
Тот, кто мог себе позволить, обедал днём в многочисленных тавернах. Важную роль на столе древних римлян имело вино, которое обычно завершало ужин. Производились, как красные, так и белые сорта. В тот период уже насчитывались различные кооперативы по производству этого популярного напитка. В Риме имелся порт с соседним рынком, где продавалось исключительно одно вино. При подаче на стол оно обычно разбавлялось водой и употреблялось в теплом или в прохладном виде, в зависимости от времени года. Вино с добавлением мёда употребляли как аперитив.
Рекомендуем также:
Аккультурация
Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная западная культура радикально и ...
Театрально-музыкальная культура
Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр ...
Толстой и толстовцы о росписях Владимирского собора
Резко отзывался о росписях Владимирского собора Л.Н. Толстой, поскольку трактовка образов Спасителя и Богоматери Васнецовым резко расходилась с представлением о Христе как простом человеке, которые насаждал Толстой среди своих последовате ...