Сайт о культуре и искусстве

История происхождения магии в контексте мировых культур

Другое » Магия в мировой культуре: история и современность » История происхождения магии в контексте мировых культур

Страница 1

Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

По мнению американского культуролога Т. Роззака именно молитвенно -восторженное восприятие жизни предшествовало практицизму палеолитической эры. А именно он утверждал: что наступления палеолитической эры господствовала другая – палеотаумическая. По его мнению, еще в отсутствие орудий труда появилась магия. Мистические песнопения и танцы выражали суть человеческой природы и определяли ее предназначение до того, как первый булыжник был обтесан для топора. Т. Роззак полагал, что древний человек скорее проявил себя прежде как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, творец видений, а уже потом – как «человек творящий». Ученый даже рисовал контуры той древней жизни: сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для жертвоприношений, кстати по его мнению сначала огонь использовался лишь только для жертвоприношений, а только потом в качестве способа приготовления на нем пиши. Поклонения звездам, а не исчисления по ним времен или ориентиров походов, золотая ветвь вместо посоха пастуха и царского скипетра.

Для наиболее широкого смысла понимания возникновения и развития истории магии, ее необходимо рассмотреть в контексте осмысления многообразия и уникальности древних культур.

Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья Тигра и Ефрата), культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Северной Месопотамии, которые покорили города Южной Месодотамии, но ассимилировали и сохранили культуру шумеров. Как писал С.Н. Крамер. Именно там в конце IV тыс, до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии - земледельческие поселения, привязанные к водным артериям - рекам и канатам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.

Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как» например, законы Хаммурапи. Правитель города-государства нередко носил титул — «лугаль» (большой человек), так обычно называли царя. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.

В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы - жрецов. «Грамотность в Месопотамии как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей к других высокопоставленных лиц. Письменность, соответственно, служила целям государственного а культового характера, государственные документы (на которые опирался многочисленный штат лжецов и чиновников) самым детальным образом регламентировали хозяйственную деятельность (арендные отношения, например), осуществляли правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Такой же всеобъемлющей властью обладали и боги. Бог возглавил борьбу молодого поколения богов со старым, при условии, «что в награду он получит право определять судьбы всего сущего на небесах и на земле.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Концепция культуры в «философии жизни»
В конце XIX – начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Предст ...

Живопись
С тверскими краями связаны и жизнь, и творчество многих прекрасных художников. Крепостного крестьянина Григория Васильевича Сороку взяли в у служение в имение Островки Вышневолцкого уезда. Рисовать он научился самостоятельно. Живший непод ...

Влияние и вклад европейцев в культуру Японии
Следует отметить, что европейское искусство гравюры, и в первую очередь типа чиароскуро, в общих чертах идентично искусству японской цветной гравюры. В большинстве случаев его тематика была религиозной, и оно было особенно популярным имен ...