Сайт о культуре и искусстве

Социальное партнерство библиотек

Другое » Методы продвижения чтения в детских библиотеках » Социальное партнерство библиотек

Страница 3

Среди важных событий, проходящих при участии Центра книги, следует отметить Национальные книжные фестивали, основанные по инициативе Л. Буш, библиотекаря по образованию. В 2004 г. только за один день такой фестиваль посетили 75 тыс. чел., в его работе приняли участие 70 авторов.

Каждый из региональных центров участвует в проведении общенациональных кампаний и реализует собственные проекты. Так, Центр книги штата Вермонт известен своей работой с маленькими детьми. В штате Огайо действует программа по пропаганде книжного искусства. Среди реализуемых в настоящее время проектов были отмечены, напр., проект по продвижению чтения совместно с одной из телепрограмм, адресованной школьникам 7—9 лет; проект «Into Books», в ходе которого люди обсуждают прочитанные книги в интернете; проект по созданию настенных росписей, посвященных важности чтения. Последний реализуется не только в США, но и еще в девяти странах мира.

Несмотря на прилагаемые усилия, проблем с чтением в США предостаточно. По данным последних исследований, книги читают менее половины взрослых американцев, а время, отводимое на чтение, сокращается у всех групп населения, особенно среди молодежи. В последние годы сокращается финансирование библиотек, встал вопрос о переводе региональных Центров книги из библиотек в др. учреждения, университеты и гуманитарные центры.

Т. И. Ильина, координатор информационных проектов (Британский Совет, Россия), рассказала о программах поддержки чтения в Великобритании. Такие программы в этой стране начали разрабатываться в 1980-е по частной инициативе.

В 1997 г. в связи с низким уровнем грамотности населения к этой проблеме обратилось и правительство Великобритании. Тогда на государственном уровне начал разрабатываться проект Национального года чтения. Проект был рассчитан на три года, его бюджет составил 4 млн фунтов стерлингов. К реализации проекта был привлечен широкий круг партнеров: министерства культуры и образования, библиотеки, звезды шоу-бизнеса и т. д. В ходе проекта библиотеки сумели привлечь и удержать в ряду своих читателей значительное число людей. По итогам Национального года чтения были сделаны три вывода:

1) необходимо создать новый имидж книги;

2) наиболее эффективных результатов можно достичь только в партнерстве;

3) ведущая роль в популяризации книги принадлежит библиотекам.

В Великобритании действует ряд организаций, работа которых непосредственно направлена на продвижение чтения: Национальный трест грамотности, Агентство по чтению, Книжный трест. В стране принят документ развития библиотек на 10 лет «Стратегия развития на будущее», выработана национальная стратегия чтения, разработан долгосрочный план и конкретные задачи по ее реализации. В частности, определены четыре возрастные группы, с каждой из которых библиотеки должны вести целенаправленную работу: 1) дети до 5 лет, 2) дети старше 5 лет, 3) молодежь, 4) взрослые.

Поскольку приобщение к чтению начинается с самого раннего возраста, в стране действует программа, согласно которой каждому новорожденному дарится детская литература и методические рекомендации по чтению для родителей.

Таким образом, в Великобритании вопрос продвижения чтения стал государственной задачей. И ведущая роль в этом направлении принадлежит библиотекам.

Аналогичная ситуация складывается и в Швеции. Консультант по чтению и вопросам детской и подростковой литературы в Государственном культурном Совете в Стокгольме Т. Стенстрем и детский библиотекарь библиотеки г. Лахольм, член Североевропейской сети детских библиотекарей А.-К. Магнуссон отмечают, что в развитии чтения заинтересовано само государство. Возрастание роли чтения в жизни каждого отдельного человека здесь напрямую связывают с развитием демократии.

Швеция известна, прежде всего, как страна А. Линдгрен. Здесь существует учрежденная в 2002 г. государственная премия ее имени, которая составляет на сегодняшний день 5 млн шведских крон. В 2004 г. лауреатами премии стали японец Рёдзи Арай и британец Филип Пулман. В России номинировать кандидатов на премию имени А. Линдгрен имеют право пять организаций, в числе которых — Союз писателей Санкт-Петербурга и ВГБИЛ. В 2005 г. от России были выдвинуты три кандидата: писатели Э.Успенский, С.Михалков и художник-иллюстратор Г.Калиновский.

Шведское общество выделяет значительные ресурсы на поддержку чтения. Существует государственная федеральная дотация на приобретение книг для школьных и муниципальных библиотек (по закону они должны быть в каждом муниципальном образовании) и специальная дотация на стимулирование чтения для библиотек и др. организаций. Уже 30 лет существует дотация для издательств на выпуск книг. Отбором книг занимается специальный экспертный совет. Библиотеки обязательно получают по одному экземпляру таких изданий. Также в Швеции выделены приоритетные группы, которым уделяется особое внимание: дети мигрантов, которым помогают сохранить родной язык и в достаточной степени овладеть шведским; дети с функциональными нарушениями; дошкольники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная револю ...

Синтетические виды искусства
Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сю ...

Символ и символика в молодежной субкультуре
При рассмотрении вопроса о роли символа в культуре, хипповская Система может быть воспринята как одно из сообществ, как пример сообщества, на материале которого исследуется символ, его прагматика, его конкретная жизнь в конкретном сообщес ...