Сайт о культуре и искусстве

Разбор пьесы У. Шекспира "Венецианский купец"

Другое » Разбор пьесы У. Шекспира "Венецианский купец"

Страница 1

«Венецианский купец» - спектакль о цене слова, за которое необходимо отвечать. В данном случае оно преподносится автором и как обязательство, скрепленное подписью с печатью, и как обещание, данное на словах, и как озвученная угроза. Сюжет пьесы развивается именно вокруг невыполненных обязательств или непродуманно составленных договоров.

Предлагая Антонио вексель, Шейлок, которым руководит абсолютно естественное и оправданное желание сохранить свой бизнес, убрав непорядочного конкурента, - не учитывает факта существования законов Венеции. Практически, играя на поле имущественного права, он забывает о существовании права уголовного.

Предпосылкой для появления векселя служит неосторожное обращение Антонио со словом, - он позволяет себе нарушать деловой этикет, давая деньги в долг без процентов и позволяя себе нелицеприятные высказывания о Шейлоке в торговых кругах.

Антонио, подписывая вексель, надеется, не имея никакой гарантии, на то, что его корабли будут в целости и сохранности, и он отдаст долг раньше срока, указанного в векселе. При этом риски морской торговли связаны с пиратами, ранней весной – временем штормов, войной с Турцией, не считая человеческого фактора и прочих форс-мажорных ситуаций.

Бассанио, будучи должником Антонио, до известия о критической ситуации не интересуется положением дел своего кредитора и не имеет намерения отдать долг, хотя имеет возможность ускорить процесс получения приданого Порции. К тому же, прося деньги, он не раскрывает всех обстоятельств сватовства. Антонио думает, что деньги нужны на период ухаживаний, а о лотерее Бассанио не говорит ни слова.

Порция, спасающая Антонио от смерти, делает это в результате того, что сама долго искала юридическую лазейку, чтобы нарушить условия завещания отца, которые в итоге были нарушены до примитивности просто.

Порция – персонаж «комедии переодеваний», но именно она, а не Дож или другие государственные чиновники знает и правильно использует «слова», написанные в законе Венеции.

Обещания не выполняются даже в мелочах: Бассанио и Грациано расстаются с кольцами, с которыми они клялись своим женщинам не расставаться ни при каких условиях.

Жанр пьесы – трагикомедия. История, рассказанная Шекспиром развивается, как венецианский карнавал с его масками и переодеваниями, а Шейлок, действовавший в соответствии с мотивациями, оправданными жизненной необходимостью, гибнет на самом деле.

К действующим лицам пьесы непременно стоит отнести Венецию, как город – персонаж. Это касается не только визуального решения спектакля (действие начинается утром, за десять дней до начала великого поста – идет подготовка к карнавалу, а вечером он начинается) и музыки (Тарквинио Мерула, Бьяджо Марини, Франческо да Милано, Массимильяно Нери, Джулио Сезар Барбетто). Прежде всего, именно в создании Венецианской республики стоит искать исходные предлагаемые обстоятельства. Путем хронологических сопоставлений можно назвать имя правителя города, который у Шекспира заявлен, как Дож. Во главе правительства Венеции на момент действия пьесы стоял Паскуале Чиконья, дож республики с 18 августа 1585 г. В международной политике он был чрезвычайно лоялен, как политически, так и религиозно. Вследствие этого не раз возникали острые столкновения с инквизицией и папской властью. Паскуале Чиконья привлек в Венецию лучших представителей итальянского Возрождения в области науки, философии, искусства. Вот один из примеров его политики. Как раз в то время в венецианском сенате обсуждался вопрос о выдаче Джордано Бруно. Трибунал инквизиции явился на заседание Совета Мудрых в полном составе, надеясь добиться немедленного согласия на выдачу Джордано Бруно. Однако Паскуале Чиконья прибег к характерным для венецианской политики уклончивым ответам и обходным путям. Совет Мудрых предложил инквизиторам явиться за ответом на вечернее заседание под тем предлогом, что сейчас на повестке дня стоят важные вопросы, а дело Джордано Бруно требует особого обсуждения. На самом деле Мудрые решили отказать Риму в выдаче Джордано Бруно и перенести вопрос на рассмотрение сената. Вопрос о выдаче Джордано Бруно Риму обсуждался в венецианском сенате 3 октября 1592 г. Подавляющим большинством 117 голосов против шести и двоих воздержавшихся было решено отклонить требование Рима. Сенат не только отказался выполнить требование римской инквизиции, но поручил послу Венеции в Риме Франческо Донато изложить папе причины, по которым правительство Венеции поднимает это дело до уровня принципиального вопроса о суверенных правах венецианского государства. Бруно в итоге выдали Ватикану, но акт неповиновения, говорит сам за себя. С одной стороны, это политика двойных стандартов и «басманное правосудие», с другой стороны – желание продемонстрировать наличие демократии представителям бизнеса, от которых зависит благополучие Венеции – города ничего не производившего и жившего исключительно торговлей. Во времена Антонио и Шейлока не Сан-Марко с его дворцом Дожей и собором св. Марка, а торговый остров Риальто был центром города. Неслучайно персонажи пьесы регулярно интересуются: что слышно на Риальто?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Кафедра эстрадного искусства
Выпускающая кафедра факультета, кафедра эстрадного искусства, была основана в 1968 г. народным артистом СССР, профессором Иоакимом Георгиевичем Шароевым, который возглавлял ее более тридцати лет. Факультет эстрадного искусства открылся в ...

Христианско-православное начало культуры
Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предш ...

Александр Алексеевич Горский
Возглавив московскую труппу, А.А.Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логик ...