Сайт о культуре и искусстве

Одежда

Другое » Повседневная жизнь эпохи позднего средневековья на основе картин мастеров Северного Возрождения » Одежда

Страница 7

Женский костюм как и мужской находился под влиянием многочисленных законодательных сословных ограничений, что в известной степени создавало разнообразие. Хотя следует отметить, что женщины постоянно стремились нарушить эти ограничения.

Немецкий женский костюм не отличался плавностью и изяществом, присущим итальянскому костюму. Одежда женщин Германии выглядела довольно диспропорциональной, искажавшей естественные линии тела. Верх одежды был очень узким, рукава вшивались низко, что усугубляет впечатление неестественности. Рукава имели различные формы и, как и мужские обильно декорировались разрезами (влияние моды ландскнехтов).

Одной из местных особенностей женского костюма в Германии стала верхняя распашная свободная одежда с пышными рукавами – «шейблейн». М. Н. Мерцалова считает, что её прообразом стала сильно укороченная испанская ропа.

В связи с широким использованием разрезов и объемной орнаментации в моде были однотонные гладкие ткани: бархат, атлас, сукно. Цветовая гамма разнообразная и яркая. В начале XVI в. в мужском костюме поверх чулок-штанов стали носить верхние короткие набедренные штаны. Чулки-штаны отрезали выше коленей, натягивали на верхние штаны и подвязывали декоративными лентами — подвязками.

Верхней мужской одеждой было шаубе — распашное, расширенного силуэта, на подкладке, а также плащ. Одежда дополнялась плоскими головными уборами, широконосой обувью типа «коровья морда». Впоследствии обувь становится остроносой и, как и одежда покрывается разрезами. Помимо шаубе германская знать носила так называемый фальтрок, который первоначально был военной одеждой рыцарей. Впоследствии фальтрок был соединён с лифом, получил боковую застёжку и стал богато украшаться различными орнаментами. На гравюре А. Дюрера «Триумфальное шествие императора Максимилиана» изображён сам император в окружении охраны из числа знати. И тот и другие одеты в богатые богато украшенные фальтроки, на лифах вышиты гербы.

Украшения широко использовались как в мужском, так и в женском костюме. Это были массивные ожерелья с подвесками в несколько рядов, браслеты, цепи, кольца, серьги.

Женский западноевропейский костюм также развивается вначале под влиянием моды Италии, а затем Испании. В Германии еще долго сохраняется S-образный готический силуэт в женском костюме, отсутствует каркасная основа. В соотношении объемов нет характерного для этой эпохи стремления силуэта к горизонтали.

Одежда часто дополнялась различными аксессуарами, такими как кошельки, пояса, сумки и сумочки, сеточки для волос, булавки и шпильки. Сумочки прикреплялись к поясу, в них носили разные необходимые в хозяйстве мелочи – ключи, ножницы. и т. д. Сеточки на волосах женщин можно часто увидеть на изображениях средневековья и Возрождения. Причёска «Венецианки» Дюрера украшена такой сеточкой с тонкой вышивкой, волосы «Принцессы саксонской» также собраны под сеточку. У замужних женщин из-под головных уборов также видны подобные сетки. Техника их изготовления был довольно трудоёмка: для вязания этой сеточки в XIII-XIV вв. использовали спицу длиной ок. 20 см. с двумя ушками на концах. В этих ушках - по прорези с торцов и в итоге на всю эту конструкцию наматывался нить так же, как на челнок для фриволите. Далее к жесткой кромке, от которой начиналось плетение сеточки, прикреплялись нити и при помощи спицы-челнока начинали скрепляться между собой узлами. Ячейки сеточки довольно мелкие и местами это сетчатое полотно путем сокращения или прибавления ячеек меняло форму, чтобы лучше облегать прическу.

В качестве украшений в основном использовались массивные широкие золотые цепочки, кольца, различные застёжки. Их можно видеть практически на любых портретах знатных горожанок.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем также:

Чувственная культура
Второй тип – чувственная, или сенситивная, культура. Начиная с XVI в. в Европе постепенно становится доминирующий новый принцип культуры – сенсорной, утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реа ...

Загадочный лабиринт
В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью семьдесят две тысячи квадратных метров), окруженное колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабирин ...

Понятие культурного творчества
Чрезвычайно важно рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Необходимо ра ...