Сайт о культуре и искусстве

Одежда

Другое » Повседневная жизнь эпохи позднего средневековья на основе картин мастеров Северного Возрождения » Одежда

Страница 4

Прежде, чем приступить к обзору одежды интересующего нас периода, следует отметить, что в Германии и Нидерландах мода развивалась несколько иначе, чем в других государствах Европы. Даже вступив в эпоху Возрождения, одежда в этих странах сохранила множество черт поздней готики, и это отличало её от одежды, например, той же Италии. По всей видимости, не последнюю роль в формировании этой особенности сыграл тот факт, что Северный Ренессанс был отдельным явлением и в его основе лежали другие идеи и стремления, чем в Классическом Ренессансе Италии. А как утверждают историки моды, она – мода – всегда связана с эпохой и чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе и его сознании. К тому же развитие немецкого в частности костюма определялось отсутствием единого культурного центра наподобие Мадрида, Парижа или Лондона, который выступал бы законодателем моды по всей стране. Княжеские дворы и каждый экономически успешный крупный город имел свои отличия в моде и с разной скоростью откликался на общеевропейские новации в костюме. Сказывались и жесткие социальные разграничения в одежде, подкрепляемые специальными постановлениями в каждой из немецких земель. А Реформация и Крестьянская война не привели к упрощению костюма, а напротив, спровоцировали его сложность, а порой и нелепость. Для немецкой моды характерны провинционализм и непонимание испанских и французских образцов. Испанский каркас потерял в Германии правильную воронкообразную форму за счет чего образовались пышные бедра. Так же примечателен тот факт, что в крупных городах, таких как Нюрнберг, Аугсбург, Равенсбург одежда имела ряд отличительных особенностей. Однако при всех своих характерных отличиях в одежде жителей Германии существовала и определённая общность, свидетельствовавшая о том, что их костюм был европейским и принадлежал к единому сложившемуся к тому времени типу одежды.

Так как мода Северного Ренессанса сохранила многие черты предыдущего периода, обзор одежды следует начать немного заранее, а именно с XIV в. Мужчины и женщины носили в основном накладные и распашные одежды: котт (аналог современного платья), сюрко (первоначально был без рукавов, носился поверх котт), коттарди, жакет (короткая распашная одежда со стоячим воротником, туго стянутой талией и расходящейся пышной складчатой юбкой к бедрам и с рукавами-жиго), пурпуэн (мужская куртка с отрезным лифом и баской из трапециевидных клиньев или заложенной крупными складками), упелянд (распашная с застежкой до талии или накладная одежда, иногда опоясывающаяся. Рукава, расширенные книзу до 3 м, сужались у плеча, в зимнее время оторачивался мехом). Драпирующимися были только плащи, накидки, покрывала.

В этот период совершенствуется сама техника шитья. Уже в конце XIII в. впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять иначе её было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позже, когда изобрели застёжку, стали вшивать постоянно.

В XIV в. появляются распашные одежды (т.е одежды, разрезанные спереди сверху донизу), а также воротники.

«Костюмы по своим формам становятся разнообразнее. В XIV в. появляются два модных направления: мода длинных и мода коротких одежд. Одни предпочитали носить длинные и свободные одежды такие как упелянды или плащи, другие (чаще всего молодёжь) – узкие и короткие, отличавшиеся сложностью кроя.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Сукно было тонким, прочным и эластичным, одежда из него хорошо подгонялась к фигуре. Знать носила одежды из модных красного, зелёного, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например, соком орешника. Появляется ткань с эффектом «шан-жан», то есть меняющая цвет в зависимости от освещения. Очень моден был жёлтый цвет, считавшийся мужским. Жёлтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем также:

Первые русские профессиональные танцоры
Скоморошество на Руси вошло в историю русской культуры и оказало ощутимое влияние на музыку, танец, на истоки отдельных жанров литературы, циркового, эстрадного и других видов искусства. Творчество скоморохов было промежуточным звеном, мо ...

История создания росписей Владимирского собора
История создания росписей Владимирского собора в Киеве. С инициативой строительства собора в ознаменование 800-летия Крещения Руси выступил в 1852 митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров). Эта мысль очень понравилась император ...

О Ситуации смыслообразования
Письмо (послание, эпистола) – сообщение, имеющее конкретного (индивидуального или коллективного) адресата. Письма могут быть официальные (служебные) и частные. На грани XVIII-XIX вв. частная переписка была очень модной. Ее привлекательная ...