Сайт о культуре и искусстве

Древнее царство

Другое » Особенности культуры Древнего Египта » Древнее царство

Страница 2

Одной из атрибутивных и важных черт древнеегипетской религии было обожествление царя – фараона. Согласно надписи на одной из гробниц, фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей». С момента становления государственности фараон считался живым богом на Земле, воплощением бога Гора. В Древнем царстве его представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве – сыном Амона-Ра. Считалось, что земная природа фараона получена от матери, а божественная – от верховного бога. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью в специально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Египтяне полагали, что его божественная натура удалялась в потусторонний мир, где воссоединялась с остальными богами. Подобно богам, фараоны имели свои храмы, где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения.

Важнейшим элементом религиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь, тесно связанная с заупокойным культом. Загробная жизнь виделась не только как переход человеческой души из одного состояния в другое, но и как сложное взаимодействие ее с «воскресшим» телом после смены ипостаси.

Одно из проявлений бессмертной души – Ах, или «преображенный дух», покидающий, согласно верованиям египтян, тело после смерти для возрождения на небесах. Менее далекий путь совершала Ба умершего – его «душа», изображавшаяся как птица с человеческой головой; она могла на время оставлять мертвую плоть, но всегда возвращалась в свое «гнездо» – тело покойного. Третий элемент, Ка, был связан с телом еще более тесными узами, представляя собой жизненную силу умершего. Ка принимал дары, принесенные родственниками покойного для поддержания его сил во время путешествия в загробный мир, о чем свидетельствует, например, такая заупокойная запись: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда для Ка усопшего».

Специфика древнеегипетской религии состояла в достижении воскрешения не только «души», но и «тела». Чтобы продолжить жизнь в гробнице и вне ее, тело мертвеца должно было сохраниться. Забота о сохранности останков привела к развитию бальзамирования и мумификации. Тело обертывали пропитанными смолой льняными бинтами, и оно сохраняло форму, даже когда под бинтами начинался процесс распада. Эта несложная процедура давала поразительный эффект. В одной из гробниц нашли обернутый бинтами фрагмент руки, возраст которой около 5000 лет. Предположительно, она принадлежала фараону I династии Джеру (Дену).

Уже в Древнем царстве предпринимались попытки создания мумий. Удаленные через разрез в брюшной полости внутренние органы помещались в канопы – сосуды, наполненные специальным раствором. Затем полое тело высушивали и заворачивали в пропитанную смолами ткань. После завершения этой процедуры тело одевали, а на лицо наносили зеленую краску.

Архитектура. Главным видом искусства Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в тесном единстве с живописью, скульптурой и рельефом.

Подавляющее большинство архитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Ранними погребальными сооружениями были мастабы (араб., буквально – каменная скамья), первоначально представлявшие собой песчаную насыпь, укрепленную каменной кладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонные стены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религи ...

Принципы египетского искусства
Идеальным воплощением принципов египетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в 2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидах полностью нашли себя принципы симметрии и статики ...

Внутрикадровое движение и движение камеры
Итак, мы определились, что для Тарковского ритм - это внутреннее ощущение режиссёром течения времени. Нечто не осязаемое, заложенное в ощущениях и подсознании. Но так, же Тарковский говорил и о внешнем проявлении ритма. "Значит, это ...