Сайт о культуре и искусстве

Древнее царство

Другое » Особенности культуры Древнего Египта » Древнее царство

Страница 1

В период Древнего царства Египет вступил в век металла (бронзовый век). Наряду с каменными орудиями труда широко применялись изделия из меди.

Религия. Огромную роль в жизни египтян играла религия. Особенностями религиозных верований объясняются многие характерные черты и формы египетского искусства, литературы, науки. Греческий историк Геродот назвал египтян самыми набожными из людей. Они считали, что их родина создана богами, которые правили Египтом до земных царей. Боги-творцы уничтожили первоначальный хаос, создали многообразный мир и утвердили в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой является богиня Маат.

Религиозные взгляды древних египтян в основном сложились в эпоху Древнего царства. В дальнейшем они претерпели значительные изменения, которые, тем не менее, не коснулись исходных черт и особенностей религии. В частности, неизменным оставался культ животных и птиц, чему соответствовало зооантропоморфное изображение божеств.

Религиозные представления древних египтян рождались на основании впечатлений от реального природного мира. Животные наделялись сверхъестественными, магическими свойствами, им приписывалось бессмертие. Бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила, богиня Хатхор – коровы. Ёгиптяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, способному принимать различные формы существования, на которые распространялось религиозное почитание.

Широко распространен был культ быка, олицетворявшего бога плодородия и животворные силы природы. Помимо этого в ряде местностей бык считался воплощением солнечного бога Ра, в Мемфисе в нем видели бога Птаха, в Абидосе его связывали с культом Осириса.

С развитием египетской цивилизации богам стали придавать человекоподобный вид. Остатки древнейшего поклонения богам-животным законсервировались в виде птичьих и звериных голов у антропоморфных (человекоподобных) божеств и проявлялись в элементах головных уборов (голова сокола у Гора, рога коровы у Изиды, рожки газели у Сатит, рога барана у Амона и т.д.). Египетский пантеон с большим числом звероподобных богов был непонятен иностранцам. «Что за чудовища явились предметом почитания в этой сумасшедшей стране? – вопрошал римский поэт Ювенал. – Где вы еще встретите горящий золотом портрет длиннохвостой макаки?»

Боги в представлении египтян были не только на земле, но и на небе. Оба местообитания наделялись потусторонним измерением. Так, восходящее солнце воспринималось ими как бог Ра, плывущий в лодке к «другому берегу» – западному горизонту. Там он садился на ночную ладью и путешествовал в загробном мире, совершая круг, чтобы утром вновь появиться над горизонтом в виде дневного светила. Солнечные божества стали почитаться очень рано, и представляли их по-разному: то в виде крылатого диска, то как скарабея с солнцем в лапах, то в облике сокола, то человеком с соколиной головой. Именно из числа этих божеств выдвинулся и стал общеегипетским бог Ра, который в разное время отождествлялся с другими богами – Атумом, Амоном, Гором.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Культура Просвещения
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столети ...

“Мораль” иезуитов
Иезуиты разработали “систему морали”, которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало - где фактически, а где и официально - правило: “чья власть, того и вера”, оно требовало “обращат ...

Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старе ...