Сайт о культуре и искусстве

Древнее царство

Другое » Особенности культуры Древнего Египта » Древнее царство

Страница 3

Со времени правления фараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальных сооружений существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проект гробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотеп фактически построил сооружение из 6 мастаб, расположенных одна на другой и уменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получилась ступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначение сооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Пирамида Джосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелая статичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил. Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать свою незначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов-людей», наделенных безграничной властью.

Древние греки признали пирамиды одним из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе величественный христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами по сравнению с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).

Искусство. В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канонам (греч. kanon – правило, норма) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащими на коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Ценности
Если нормы — это правила поведения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, ...

Росписи Владимирского собора как миссионерское служение
«Всякое храмостроительство и храмоукрасительство есть миссионерское служение». Тезис далеко не так бесспорен, как может представиться на первый взгляд. Приведённые выше мнения об академическом стиле, доказывают, что не всегда убранство х ...

Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей ...