Сайт о культуре и искусстве

Древнее царство

Другое » Особенности культуры Древнего Египта » Древнее царство

Страница 4

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы таким образом показывали персонаж с разных сторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.

Фараон и вельможи всегда изображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука (XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо и узнаваемо передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения. Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда, одежда, украшения, музыкальные инструменты.

Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередование фонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем также:

Цветовая символика Ислама
Цветовая символика ислама сыграла в истории определенную идеологическую роль. В борьбе с доисламской культурой ислам искоренил иконическую символику и антропоморфные изображения богов и в своей культуре активно применил чистые (неизобрази ...

Творческий путь Иоакима Георгиевича
С юношеских лет, в деятельности И.Г. Шароева органично слились музыка и режиссура, определив в дальнейшем все его творчество. После окончания ГИТИСа Иоаким Шароев работал режиссером в Татарском оперном театре, а в 1954 был принят в Больш ...

Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...