Сайт о культуре и искусстве

Классическое Возрождение

Другое » Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей » Классическое Возрождение

Страница 5

В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:

1. продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.

2. «маньеризм» ( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.

Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.

Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме[8,57].

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.

Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).

Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

«Пороховой погреб» пятидесятых
В 50-е годы по обе стороны Атлантического океана начала складываться массовая молодежная культура, появляется такое понятие как «тинэйджер». Подростки начинают делиться на две группы: (1) подростков, убаюканных возможностью потребления, з ...

Балет в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Дж. Уивер (1673–1760) и Д. Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф. Хильфердинг (1710–176 ...

Эволюция и информация
психоинформационный культура эволюция сверхсистема От рассмотрения феномена «осевого времени» вернемся к общей картине исследуемого отрезка истории цивилизации (будем придерживаться мнения А.Швейцера о тождественности понятий «цивилизаци ...